Воспитание учителя: вчера, сегодня, завтра

Автор: Голубева Лариса Михайловна
Дата публикации: 19.11.2003

Интересно посмотреть, как менялась система воспитания учителя за последние годы. Для этого я предлагаю совершить некоторый экскурс в недавнее прошлое, ну лет так пятнадцать тому назад. Итак, годы 1988 - начало 90-ых. Мы с вами переживаем закат пионерской организации, комсомола, но еще держимся за старую систему планирования воспитательной работы, сложившуюся систему работы по направлениям, которую вы уже сегодня воскресили в памяти: это идейно-политическое, нравственное, нравственно-трудовое, эстетическое, этическое, физическое, интернациональное и т. д. Еще действуют студенческие органы нашего колледжа (тогда еще училища): такие, как комитет комсомола, студенческий профком во главе с их лидерами. Прямо скажем, не всегда очень удачными. Вспоминаются такие замечательные наши дела, как обязательные политинформации ежедневные, идеологические классные часы раз в месяц; совершенно обязательно (да еще и со сдачей сценария), активная работа Совета музея азовско-дунайской флотилии, то количество ветеранов: (помните?) больше ветеранов было в зале, чем студентов теперь. Это, конечно, - работа нашего клуба интернациональной дружбы во главе с Тамарой Павловной Криушовой. Это - работа на полях наших совхозов. Любимые совхозы Верево и Федоровское. Это и единые факультативные дни, когда все, как вы помните, одновременно расходились на различные факультативы. Это, конечно, спортивное отделение и отсюда спортивное лидерство в городе. Это - лагерные сборы и все комиссии дружно воспитывали вожатых. Это - педагогический отряд "Краснозорец", который закончил, к сожалению, свою работу. Итак, вот это все вписывалось в единую воспитательную систему страны. Результативность оценивалась тотальной системой контроля, то есть, отчетно-перевыборные конференции, отчеты и рапорты перед вышестоящими инстанциями.

Таким образом, ответственность преобладала над самостоятельностью студента. Она, в свою очередь определялась проверяющими органами. Неплохое было время. Мы - молодые, прошедшие школу пионерии, комсомола, закалку партийную, много и хорошо работали, но система воспитательной работы определялась, в основном, набором дел по основным направлениям, традиционными и календарными праздниками. И, естественно, многое подчинялось "обязаловке".

Девяностые годы... Рушится государственная машина... Стираются из памяти наши молодежные политические организации... Меняется Министерство, наступает период хаоса. И каждое образовательное учреждение начинает пробовать, искать, творить, или… бездействует. Появилось множество всяких "неформалов", рекетеров, сектантов и прочей "нечисти". Рухнули идеалы. По-старому выстраивать свою работу было нельзя, да и не хотелось. Новых же вариантов никто не предлагал. Свобода и безответственность! И вот, как "островок надежды" появляется концепция "Воспитание петербуржца".

Авторами этой концепции являлись Колесникова Ирина Аполлоновна и Барышников Евгений Николаевич. Появляется выбор, возможность, во всяком случае, выбора направлений и форм деятельности с учетом этой концепции. Замечательная идея этой концепции прошла "красной нитью" в нашем колледже только, к сожалению, через уроки педагогики, воспитательной работы и через практику студентов в школах и загородных лагерях, не став программой нашей с вами деятельности. Но эта концепция заставила очень многое на научном уровне пересмотреть, переосмыслить и выработать свое отношение к воспитательной деятельности, а, главное, к механизмам ее организации и реализации в меняющихся условиях жизни. Тем более что к этому времени мы с вами начали "расхлебывать" результаты "демократии и свободы". Это - иждивенчество, безответственность, эгоизм. Это - безграмотность в прямом и переносном, то есть, политическом. Ну, примерно, к уровню двадцатых годов. Вопросы: "Зачем?", "Кому это надо?", "Почему я, а не она?". И мы начинаем искать формы, с помощью которых должны ответить на многие вопросы вот этой перестройки.

Это такие формы, как "Доска гласности" - она тут же "обнажила" бескультурье некоторых наших воспитанников. Вы помните, мы вынуждены были ее прикрыть: это был какой-то кошмар. Это "Вольная трибуна". С ее помощью мы внесли многие коррективы в изменение учебного и воспитательного процессов в колледже. Это клуб "Диалог", когда студенты могли прийти на открытый день в любую комиссию и задать любые вопросы, пообщаться с преподавателями этой комиссии в целом. Это - курсовые клубы по интересам. На первом курсе был клуб "Юность и возрождение Санкт-Петербурга", на втором курсе - клуб "Личность", который потребовал соединения с таким предметом как "Введение в педагогику", третий курс - "Мой непостижимый Санкт-Петербург", четвертый - "Бакалавры семейных наук" и пятый - дискуссионный клуб "Коллеги".

На этом фоне появляются сначала "робкие" дни самосовершенствования, а затем - Недели самосовершенствования (а студенты говорят, что и этого уже маловато). Затем - дни доверия, которые живут и до сих пор. Появляется целевая программа "Личность", которая отражала систему развития колледжа в целом и соответствовала гуманистической парадигме. Создается творческая лаборатория воспитания для кураторов и студенческого актива, целью, которой является отбор и создание наиболее эффективных форм воспитательной работы в колледже. Затем - разработка структурно-динамической модели личности студента, которая определила наиболее важные направления развития личности наших студентов.

Во-первых, развитие ценностных ориентаций. Цель - общая компетентность. Второе - развитие стремления к совершенствованию: самореализация через творчество. Третье - развитие мотивации к достижениям и развитие самооценки. Цель - самостоятельность и ответственность. Четвертое - это снижение социальной тревожности. Обстановка требовала того. Цель - развитие сотрудничества. Вот эта модель стала основой для создания концепции воспитательной системы колледжа, которая определила ценностно-смысловые ориентиры воспитания студента-некрасовца.

Какие же ценности положены в основу нашей концепции? Во-первых, ценности гуманистической направленности: добро, любовь и терпимость, справедливость и совесть. Это - ценности свободы выбора человека, его ответственность и самостоятельность. Это ценность каждого человека. Уважение индивидуальности человека, вера в способность каждого к личностному росту. Ценность творчества и сотворчества как способы самореализации личности. И, конечно, ценность истории и духа Санкт-Петербурга. Вот все это нашло отражения в целевых установках нашей концепции. Этим и определялись те качественные изменения в воспитательном процессе колледжа по сравнению с началом девяностых годов. Соединялись коллективные творческие формы сотрудничества с выходом на личностно-ориентированное воспитание.

С 2000-го года начинается новый период. Время требует от нас новых шагов в развитии и мы, для обеспечения условий для успешной реализации нашей концепции и дальнейшего совершенствования системы воспитания создаем службу воспитания. В рамках этой службы были разработаны функциональные обязанности всех звеньев воспитательной системы. Сердцевиной этой службы являются органы студенческого самоуправления, их обучение, организация взаимодействия и дальнейшая, надеемся самостоятельная деятельность. Главным органом в этой системе, конечно, является Студенческий Совет. Ему два года.

Попытки создать независимый самостоятельный творческий и плодотворный орган студенческого самоуправления в этом году, мне кажется, завершились успешно. Прошлый год был пробным и принес нам много хлопот, неприятных воспоминаний и ощущений, но, тем не менее, первый блин - как всегда. В этом году состав подобрался значительно лучше, и, я думаю, об этом ребята сами расскажут. Хочется сказать, что в этом году студенческий совет занимает должное место, как "нижняя палата" нашего Совета Колледжа. К нему относятся с должным вниманием и заботой всех наших инстанций педагогических. Таким образом, мы возлагаем большие надежды на наших ребят.

Конечно, студенческий совет уже в этом году разумно и целенаправленно возглавил студенческое самоуправление. Попытки сделаны и в области самообслуживания, трудовой деятельности и досуга. Конечно, мы проводим работу, направленную на повышение общей культуры, профессиональной компетентности и профилактику здорового образа жизни. В этих главных аспектах, даст Бог, ребята нам также помогут.