Традиционная народная культура как один из источников духовно-нравственного воспитания личности

Автор: Насонова Галина Александровна
Дата публикации: 22.10.2014

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования чётко прописана область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей. Сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики.

Цель воспитательной работы - создание в педагогическом колледже единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой и нравственно здоровой личности.

Задачи:

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение этих ценностей;

- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

- координирование деятельности основного и дополнительного образования, педагогического колледжа и семьи, педагогического колледжа и социума;

- создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей;

- знакомство с традициями и обычаями народа;

- развитие чувства прекрасного, развитие у студента потребности в прекрасном;

- воспитание чувства патриотизма, формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего;

- приобщение студентов к духовным ценностям.

Дошкольный возраст играет основополагающую роль в развитии ребёнка, в частности, в формировании его нравственных качеств. Песни, исполняемые над колыбелью, - первая и главная форма общения взрослых с новорождённым. Колыбельные песни были призваны не просто усыпить младенца, а имели и более важную задачу: обеспечить "вхождение" родившегося в мир людей. Колыбельные важны для овладения ребёнком речью и играют значимую роль в развитии у него мышления.

Баю - баюшки - баю, Сидит котик на краю, Моет мордочку свою.

Пестушки, сопровождающие нехитрые физические упражнения, несут ребёнку пожелания здоровья, скорейшего роста. Как только ребёнок обретает способность сидеть, с ним можно играть, забавлять потешками - элементарными играми, построенными на ритмически организованных текстах, или прибаутками - забавными песенками-сказками.

Водичка, водичка, Умой моё личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Игра - не просто развлечение. Ребёнок живёт в игре. Она задаёт задачи, учит находить на них ответы. Игры воспитывают чувство товарищества, общения. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. На Святки дети с удовольствием играли "Дрёму".

Сидит Дрёма, Сидит Дрёма на скамейке. Вяжет Дрёма рукавицы. Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит.

В хороводах участвовали в пору вступления в зрелость. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. На Руси всегда пользовались уважением и любовью талантливые исполнительницы народных песен, запевалы. Вокальная культура была настоящим искусством. В народной песне передано всё богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, мечты о счастье, жажда воли. Поэтическая одарённость народа выражается не только в хороводных и лирических старинных песнях с их богатой образностью, тонкой орнаментикой, но даже в таком, казалось бы, непритязательном жанре, как частушка.

Поиграй повеселее, Гармонист красивенький, Подарю тебе платочек, Уголочек синенький.

"Русская частушка, - пишет исследователь этого жанра А.А. Горелов, - в своих лучших образцах принадлежит к удивительным явлениям мировой лирики".

В педагогической практике в работе с детьми и подростками необходимо помнить о том, что используемый в работе песенный материал должен соответствовать особенностям детского мышления и восприятия, а также вокальным и музыкально-слуховым возможностям исполнителей. Исполнение и слушание народной музыки способствует развитию певческой культуры подрастающего поколения, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию личности.

Сегодня многие педагоги, руководители детских творческих объединений признают, что занятия в коллективе народной направленности имеют наиболее развивающее значение. Синкретический характер - особое свойство музыкального фольклора. Здесь в единстве выступают разные стороны исполнения: пение, танец, элементы актёрской игры и музыкальное сопровождение. Немаловажную роль играет народный костюм. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, дети и подростки развиваются духовно и нравственно, формируется их творческий и интеллектуальный потенциал. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает позитивное отношение к миру.

Человечество не может сделать и шаг вперёд, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далёких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение её настоящего и прошедшего. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура; чем больше национального в воспитании, тем культурнее и духовно богаче нация.

Список литературы

  1. Тишков, Данилюк, Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.