Итоговая и промежуточная аттестация по новым ФГОС: экзамены по модулю "преподавание иностранного языка по программам начального общего образования"

Автор: Левандина Наталья Александровна, Показий Анна Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Под модулем понимается автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. Применительно к изучению иностранного языка, контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль позволяет преподавателю получить информацию о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности, о результатах своей работы, повысить мотивацию учащихся, вносить коррективы в свою учебную деятельность. Объектами контроля являются знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция); умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция); знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).

Долгие годы основным объектом контроля считалось владение учащимися системой языка, а не приобретаемая в ходе обучения способность к речевой деятельности. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку способствовало определению в качестве главного итогового контроля речевых умений, а владение языковым материалом рассматривалось преимущественно в качестве объекта текущего контроля. Достигнутый уровень коммуникативной компетенции следует оценивать не в зависимости от количества языковых ошибок, а в зависимости от успешности решения поставленной коммуникативной задачи. Таким образом, о достигнутом уровне будут свидетельствовать умение адекватно выражать мысли в заданной речевой ситуации, а также относительная правильность пользования средствами языка при построении высказывания [1, с. 295].

Форма контроля должна соответствовать аспекту языка или виду речевой деятельности. Форму контроля следует выбирать в зависимости от этапа обучения и индивидуально-психологических особенностей учащихся. По новым стандартам ФГОС рекомендуется, чтобы экзамен состоял из двух частей: тестирования и устной части. Тест, то есть система заданий, позволяет определить уровень владения языком с помощью шкалы результатов. Вторая часть, устная, позволяет охарактеризовать уровень владения такими компетенциями, как языковая и коммуникативная, а также социокультурная.

В соответствии с рекомендациями Министерства Образования РФ, устную часть итогового контроля следует разрабатывать, учитывая уровень подготовки учащихся. Выбор вида работы для практического задания должен быть связан с проверяемыми компетенциями и полученным практическим опытом. Задания итогового контроля состоят из трех уровней сложности: проект, задания на основе кейс-технологии и методические задачи. Учащийся с более низким уровнем владения языком может выбрать методическую задачу (наименее трудное задание), учащийся с продвинутым уровнем может выбрать или кейс-технологию, или проект. Учитывая специфику предмета "Иностранный язык", методической задачей можно считать выполнение различных заданий по тексту (ответы на вопросы, составление вопросов, пересказ, нахождение стилистических приёмов и т.д.). Задания по кейс - технологии и проекту можно выполнять в группах, однако, так как преподаватель не может влиять ни на выбранный уровень задания, ни на способ образования рабочей группы для выполнения задания, существует вероятность того, что учащийся с низким уровнем подготовки может получить высокий балл за счет выполнения этих заданий более подготовленным участником рабочей группы. Поскольку итоговый контроль проходит не по одному предмету, а по нескольким сразу, так как в модуль входит несколько междисциплинарных курсов, то наибольшую трудность при составлении экзаменационного задания представляет составление одного задания, по которому необходимо проверить усвоенные компетенции по нескольким предметам. Например, если необходимо произвести контроль на этапе изучения предметов "Иностранный язык" и "Детская литература страны изучаемого языка", то становится неясным, каким образом проверить сформированность социокультурной и коммуникативной компетенций одновременно. Если мы выбираем проектную деятельность, то это переходит в работу реферативного характера, что не дает полной картины овладения компетенциями. На данном этапе кажется, что выбор курсового проекта в качестве формы экзамена возможен в том случае, когда его выполнение опирается на опыт работы на практике, отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. При таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, с использованием иных форм экзамена, перечисленных выше. Конечно, если это экзамен, комбинированный по таким предметам, как лексикология и стилистика иностранного языка, то налицо явные плюсы, так как данные предметы тесно связаны между собой и легко интегрируются.

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается профессионально значимая для освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная на формирование профессиональных компетенций, а также общих компетенций. Задания на проверку усвоения необходимого объема информации должны также носить практико-ориентированный комплексный характер.

Список литературы

  1. Щукина А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика // Учебное пособие для преподавателей и студентов. - Москва: Филоматис, 2007.