Какое место личностное и общекультурное развитие должно занимать в профессиональной подготовке современного студента?

Автор: Машевская Ирина Васильевна
Дата публикации: 22.10.2014

На чем должна изначально основываться профессиональная подготовка студента? Казалось бы, ответ очевиден: на определенном уровне его личностного и общекультурного развития.

Между тем, основные тенденции современного образования говорят, скорее об обратном, и могут быть сведены к следующим базовым принципам:

1) ученик априори признается личностью, обладающей своей системой ценностей, которую он реализует через высказывание некоего собственного мнения по поводу тех или иных проблем. Исходя из этого, строится вся дальнейшая система обучения: обучение как сотрудничество учителя и ученика, обучение через диалог равноправных сторон и т.п.

2) обучение, делающее акцент на самообразование учащихся, а в последнее время - на различные формы дистанционного обучения, изначально сводящего роль учителя к роли консультанта, и виртуализирующего, в конечном счете, сам процесс обучения.

3) активное использование разнообразных технологий как в процессе обучения, так и "снабжение" учащихся "впрок" определенным набором готовых алгоритмов, которые они могли бы применить в различных жизненных обстоятельствах.

Подобная структура задается, прежде всего, "сверху", и активное формирование ее связано с общей ориентацией современного российского образования на западные образцы и с подписанием Россией Болонского соглашения.

Если спокойно, объективно проанализировать ситуацию в современном образовании, то можно заметить, что в ней представлены прямо противоположные тенденции. Ибо, с одной стороны, молодой человек признается сформировавшейся личностью, в которой только надо развить уже имеющийся потенциал (просветительские истоки этой идеи очевидны). А с другой, - тот же молодой человек есть некий среднестатистический субъект учебного процесса, которого надо снабдить неким набором универсальных технологий.

Между тем, кроме вышеперечисленных тенденций, исходящих, как уже отмечалось, "сверху", последнее время наблюдается ряд любопытных процессов, идущих, так сказать, "снизу".

Недавние исследования психологов (в том числе, и тесты, которые проводились в нашем колледже) говорят о том, что учащиеся (студенты) зачастую не могут сколько-либо целостно идентифицировать собственное "я". Когда их просят продолжить ряд "я - это...", молодые люди нередко останавливается на двух первых формальных характеристиках: Ф.И., студент. Дальнейшая идентификация оказывается весьма затруднительной, а часто и невозможной. Еще один пример: учащегося (студента) просят перечислить свойства характера его будущего избранника или избранницы. Чаще всего называется только одно-два свойства: "веселый" или "веселый и добрый" (под последним понимается щедрость в оплате желаний другого человека). Таким образом, констатируют психологи, у современной молодежи зачастую не развивается рефлексия, самоанализ - "родовое свойство" человека, без которого невозможны по-настоящему ни идентификация собственной личности, ни выработка какой-либо целостной системы внутренних ценностей, более того, сколько-нибудь значительных духовных запросов. Кроме того, не развивается внутренняя речь. Добавим к этому инфантильность, "клиповость" сознания, что отнюдь не мешает прагматизму и определенной самостоятельности в выборе тех или иных конкретных предпочтений. Словом, возникает невольный вопрос: Какую личность мы, собственно, пытаемся развить в процессе обучения? Чем, например, личность учащегося Х отличается от личности учащегося Y? И нужно ли вообще эту самую личность развивать?

И это далеко не риторический вопрос. Современный молодой человек изначально вполне ощущает свою индивидуальность и неповторимость. Более того, он достаточно точно знает, чего хочет (весьма конкретных вещей) и готов этого добиваться. За него уже поработала реклама, которая внедрила некие общественные стереотипы успешности. Она же показывает на примере историй знаменитостей, как надо такого успеха добиваться. А главное, все цели так просты, так конкретны, их так бесконечно много, что хватит на всю оставшуюся жизнь. Товарно-денежная система существования идеальна и замкнута сама на себя. Внутри ее вопроса о смысле жизни просто не возникает. К тому же, как мы помним, рефлексия работает все слабее. Следовательно, и у самого человека все меньше вопросов бытийного характера, и они все чаще вытесняются бытовыми.

С другой стороны, чем активнее развивается технологический подход к образованию и дистанционное обучение (а все это непременно будет развиваться, ибо такова логика развития современного общества), тем все менее актуальным становится личностное начало в образовании. Причем это касается, как студентов, так и преподавателей.

Так нужно ли развивать личностное начало в молодом поколении? А если все-таки, да, то зачем?

В последнем случае, необходимо, прежде всего, определиться с тем, что мы вообще понимаем под человеческой личностью. И почему, например, этой самой личностью, при всем разнообразии характеров, индивидуальностей, не обладают наши "меньшие братья".

Я не претендую на научность определения, но для меня совершенно очевидно, что сформировавшуюся личность отличает, в первую очередь, целостное мировосприятие и иерархическая система нравственных ценностей, включающая в себя целый ряд этических запретов. При этом, следует сразу отметить, что речь идет о таких внутренних ценностях, которые являются внеположными, абсолютными и независящими от конкретных предпочтений самого человека или его референтной группы.

А само формирование личности молодого человека начинается с возникновения вопроса об истинном смысле человеческой жизни и о нашем предназначении на этой земле. Пока смысловых вопросов не возникает, не возникает и почвы для формирования личности. Но сущностные вопросы появляются не спонтанно. Они предполагают определенный уровень общекультурного развития человека. Молодость, конечно, ищет себя. Но эти поиски получают сущностное наполнение и направление только в том случае, если внутри самой социальной среды, так сказать, поддерживается имидж культуры и духовного самоопределения. Если же общество все более погружается в природно-бытовое существование, то и запросы у подрастающего поколения формируются совсем другие.

Как известно, "не хлебом единым жив человек". Но современная стадия развития человеческой цивилизации показывает, что общество способно достаточно успешно развиваться (или кажется, что способно) вне смыслового поля. Более того, современное образование весьма точно отражает всеобщий запрос на конкретно-технологический способ выстраивания и проживания общественной и личной жизни каждым членом человеческого сообщества.

Так что вопрос "Какое место личностное и общекультурное развитие должно занимать в профессиональной подготовке современного студента" представляется весьма актуальным и основополагающим для определения дальнейших путей развития современного образования.