Формирование профессиональных компетентностей студентов на занятиях по русскому языку с применением поисково-исследовательской (задачной) технологии
Автор: Парнюгина Анна Константиновна
Дата публикации: 22.10.2014
Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость её модернизации. Модернизация образования - это масштабная программа государства. В важных государственных документах определяются цели и задачи модернизации образования.
"Цель модернизации состоит в создании механизмов устойчивого развития системы образования". Для достижения этой цели поставлены конкретные задачи. Одна из них обращена к профессиональному образованию. Она определяется так: "...подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией...".
Чтобы решить эту глобальную задачу, педагогическая наука предлагает новый путь - компетентностный подхода. Такой подход позволит готовить "нового учителя".
Что можно изменить в обучении будущих учителей? Одним из таких изменений является технологический подход в процессе обучения.
В статье будет описана поисково-исследовательская (задачная) технология, которая наряду с другими способствует формированию профессиональной компетентности будущего педагога.
Что такое профессиональная компетентность?
Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей" (Козырев, 2004: 8).
Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика складывается из требований к выпускнику в разных дисциплинах. Для задачной технологии важны требования в области педагогической и предметной подготовки.
Для формирования профессиональной компетентности возможно использовать поисково-исследовательскую (задачную) технологию, где основной единицей является задача.
На занятиях по современному русскому языку мы используем лингвистические и методические задачи. Лингвистическая задача включает языковой материал, а методическая задача является таким учебным заданием, в которой моделируется тот или иной элемент реальной методической ситуации, требующей от учителя осознание определенной проблемы, условий, применительно к которым она должна быть разрешена,, актуализации необходимых знаний, в том числе и основных способов и средств, при помощи которых это может быть сделано, и выполнения грамотных действий для разрешения предложенной ситуации".
Чтобы составлять задачи, необходимо знать, как формулируются учебные цели в когнитивной области. Они спроецированы на уровни познавательной деятельности.
Решение задачи проходит через определенные этапы:
Рефлексия: обсуждение поиска способа решения задачи, его рациональности.
Сразу отметим, что данная схема идеальна для педагогических задач. В методической задаче есть условие вопрос, на который надо искать ответ, опираясь на языковые знания. Необходимо подчеркнуть, что процесс решения задачи носит интегративный характер: решая задачу, студент использует знания по методике и педагогике, а иногда и психологии.
К данная технологии прилагается конструктор задач. Он представляет собой вводные фразы задач, которые спроецированы на уровни познавательной деятельности. Отметим, что это ориентировочный материал для учителя, главное, чтобы учитель составил задачу соответствующего уровня и выбрал наиболее важные задачи для того или иного этапа урока или типа урока.
Конструктор задач
Ознакомление | Понимание | Применение |
1. Назовите основные части... | 8. Объясните причины того, что | 15. Изобразите информацию графически |
2. Сгруппируйте вместе все... | 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы... | 16. Предложите способ, позволяющий... |
3. Составьте список понятий, касающихся... | 10. Покажите связи, которые существуют между... | 17. Сделайте эскиз схемы, который показывает... |
4. Расположите в определенном порядке... | 11. Постройте прогноз развития... | 18. Сравните и потом обоснуйте... |
5. Изложите в форме текста... | 12. Прокомментируйте положение о том, что... | 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что... |
6. Вспомните и напишите... | 13. Изложите иначе идею о том, что... | 20. Проведите презентацию... |
7. Прочитайте самостоятельно... | 14. Приведите пример того, что... | 21. Рассчитайте на основании данных о... |
Анализ | Синтез | Оценка |
22. Раскройте особенности... | 29. Предложите иной вариант... | 36 Ранжируйте и обоснуйте... |
23. Проанализируйте структуру с точки зрения... | 30. Разработайте план, позволяющий... | 37. Определите, какое из решений является оптимальным... |
24. Составьте перечень основных свойств, характеризующих с точки зрения... | 31. Найдите необычный способ, позволяющий... | 38. Оцените значимость для... |
25. Постройте классификацию на основании... | 32. Придумайте игру, которая... | 39. Определите возможные критерии оценки... |
26. Найдите в тексте то, что... | 33. Предложите новую классификацию... | 40. Выскажите критические суждения о... |
27. Сравните точки зрения... | 34. Напишите возможный сценарий развития... | 41. Оцените возможности для... |
28. Выявите принципы, лежащие в основе... | 35. Изложите в форме свое мнение... | 42. Проведите экспертизу того, что... |
На уроке могут использоваться отдельные задачи. На задачной технологии может быть построен целый урок. Ценность данной технологии в том, что она универсальна, может быть освоена любым преподавателем. Бесспорно, данная технология способствует формированию профессиональных компетентностей.