ММСО 2020. Майская часть. Ответы на вызовы времени.

_______

В рамках Московского международного салона образования состоялся форум педагогов дошкольного образования «Дошкольное образование в условиях пандемии: новые вызовы».

Модераторами мероприятия выступили Лариса Николаевна Тутова, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, руководитель ВОО «Воспитатели России», Татьяна Владимировна Волосовец, советник Министра просвещения Российской Федерации, куратор кластера «Дошкольное образование».

В рамках онлайн форума состоялся профессиональный разговор о новых вызовах дошкольного образования, об управленческой оценке достигнутых результатов в режиме самоизоляции, новых формах взаимодействия с детьми и родителями, находящимися на самоизоляции, об изменениях во взглядах родителей на детский сад и дошкольное образование в целом.

По поручению Комитета по образованию в выступлении на тему «Управленческие решения по организации работы дошкольных образовательных учреждения Санкт-Петербурга в условиях режима повышенной готовности: новые вызовы» директор Некрасовского колледжа Татьяна Александровна Голядкина представила опыт работы системы образования Санкт-Петербурга в новых условиях.

На основании постановлений Правительства Санкт-Петербурга, Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Комитетом по образованию в кратчайшие сроки принят ряд документов, регламентирующих деятельность детских садов, разработаны методические рекомендации, с целью обеспечения исполнения социальных обязательств в отношении семей, имеющих детей, реализации социально-экономических мер поддержки граждан в сфере дошкольного образования, информационно-правовой поддержки системы дошкольного образования, организации работы дежурных групп в ДОУ, организации работы детских садов в онлайн формате, организационно-методической поддержки педагогических работников системы дошкольного образования, организации работы по сопровождению семей воспитанников ДОУ.

Комитетом по образованию совместно с администрациями районов Санкт-Петербурга организована работа дежурных групп, определен и утвержден Порядок посещения воспитанниками государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях режима повышенной готовности. Ежедневно ведется мониторинг деятельности дежурных групп, состояния здоровья воспитанников, посещающих детские сады, изучается запрос граждан, осуществляющих трудовую функцию по месту работы, не удаленно, обеспечивающих жизнедеятельность города, с целью оперативного регулирования количества необходимых мест в ДОУ, в том числе для детей с ОВЗ, детей раннего возраста, групп полного дня, групп кратковременного пребывания.

В ситуации объявленного режима повышенной готовности очень важна финансовая поддержка семей, имеющих детей. В этих целях в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга воспитанникам учреждений дошкольного образования выдаются продуктовые наборы. Родители дошкольников освобождены от платы за присмотр и уход за детьми за период с 01.04.2020 по 14.06.2020.

Комитетом по образованию продлен период комплектования дошкольных учреждений на новый учебный год до 01.08.2020, а также продлен срок действия направлений в детские сады для вновь поступающих детей до 15.06.2020.

Система дошкольного образования Санкт-Петербурга демонстрирует способность быстрой адаптации к меняющимся условиям – воспитатели профессионально справляются с задачами обучения маленьких петербуржцев на расстоянии, создавая дистанционную образовательную среду. Система работы включает в себя проведение тематических видео занятий с воспитанниками по всем образовательным областям. Активно проводятся онлайн занятия. В полном объеме решаются задачи организации коррекционной работы с детьми.

Особое внимание, безусловно, уделяется вопросам охраны здоровья дошкольников. При организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий это не просто. Однако санитарные требования к режиму дня, ограничению времени действий ребёнка с гаджетами необходимо соблюдать неукоснительно. Этот вопрос находится на постоянном контроле руководителей и специалистов ДОУ. Вопрос решается, благодаря смене видов деятельности в течение дня.

Особую роль в организации дистанционной работы с детьми играют их родители. Можно с уверенностью констатировать, что использование новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями оказало плодотворное влияние на степень включенности родителей в образовательный процесс детского сада. Воспитатели в постоянном режиме поддерживают связь с родителями по телефону и через социальные сети, консультируют их по вопросам организации свободного времени, воспитания и обучения детей в режиме самоизоляции.

Важным является и вопрос психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в необычной ситуации. В рамках реализации Национального проекта «Образование» по поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге активно работают 18 районных ППМС центров, Городской центр консультирования, 85 консультационных центров на базе ДОУ: проводится профессиональное консультирование по различным вопросам организации жизни ребёнка в условиях самоизоляции, вовлечение родителей и детей в совместные проекты.

На плечи педагогических работников детских садов в условиях режима повышенной готовности легли очень сложные, порой непривычные задачи. Работа в новом формате выявляет профессиональные дефициты педагогических работников ДОУ. В связи с этим осуществляется проведение дистанционных обучающих семинаров, мастер-классов по организации работы педагогов ДОУ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что система образования Санкт-Петербурга с задачами справилась. И опыт, который мы приобретаем сейчас, безусловно, будет использован в последующем при организации работы с детьми, не посещающими детский сад, для организации дистанционного процесса повышения квалификации педагогических кадров, в том числе, в сотрудничестве с социальными партнёрами из других регионов, проведения онлайн мастер-классов, конференций и пр.

Дошкольное образование Санкт-Петербурга ещё раз показало, что заслуженно занимает лидерские позиции в России.