Социальная история: функции, алгоритм разработки, разбор примеров
_______
Консультационный центр «Перспективы» в рамках проекта Сетевое сообщество воспитателей «Учимся вместе» организовал проведение обучающего семинара для педагогических работников «Социальная история: функции, алгоритм разработки, разбор примеров», посвященного современному и эффективному инструменту поддержки детей - социальным историям.
Тамара Владимировна Кузьмина, подробно рассмотрела суть «социальной истории» - это короткий рассказ-инструкция в картинках, который помогает ребенку понять: сложные социальные ситуации (как попроситься в игру, как реагировать на проигрыш); распорядок дня и новую деятельность (первый день в саду, посещение медицинского кабинета); ожидания окружающих и правила поведения (что делать во время тихого часа в детском саду, как вести себя за столом); собственные эмоции и реакции других людей.
Было подчеркнуто, что «социальные истории» - это не метод коррекции поведения взрослым, а инструмент поддержки, снижения тревожности и формирования понимания у ребенка.
Тамара Владимировна предложила алгоритм создания «социальной истории»:
1) Формулировка цели: четкий ответ на вопрос «Чему мы хотим научить? Что мы хотим объяснить?».
2) Сбор информации: наблюдение за ребенком в определенной ситуации.
3) Выбор формата: книжка-раскладушка, набор карточек, презентация, игра.
4) Составление текста.
5) Создание визуальной поддержки: фотографии ребенка, символьные рисунки, пиктограммы, схемы, графики.
6) Апробация и чтение: в доверительной обстановке.
7) Анализ и корректировка: оценка эффективности и адаптация истории под конкретного ребенка.
Участники семинара увидели, что «социальная история» - гибкий, и творческий инструмент, который доступен каждому воспитателю. Его сила - в индивидуальном подходе и уважении к внутреннему миру ребенка.














