Эффективное кураторство: факторы и методы
Автор: Самойленко Ирина Геннадьевна
Дата публикации: 19.11.2003
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.
Д.И. Писарев.
Известный отечественный психолог П.П. Блонский считал отношение учителя к ученику основным критерием его профессиональности. Чем лучше педагог знает учащегося, тем легче увидеть его возможности. Знание ученика - сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике - высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, это умение понять и принять студента таким, какой он есть. Следовательно, работая с группой, куратор должен ставить перед собой следующие задачи:
- Изучить личности обучающихся, их склонности, интересы с целью оказания помощи в развитии и самоопределении.
- Знать своих воспитанников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят.
Сергеева В.П. выделяет основные направления деятельности куратора:
- Изучение личности студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в группе;
- Организация учебной работы;
- Коррекция в воспитании студентов;
- Организация творческих дел в других учебных заведениях с привлечением отдельных студентов группы;
- Работа с родителями.
Остановимся более подробно на каждом из направлений.
Работу с группой следует начать с диагностики. К методам начальной диагностики относят - опрос, анкетирование. Анкета позволяет изучить индивидуальные и личностные особенности, получить информацию о ценностных ориентациях студентов. Информация, полученная в результате диагностики, помогает куратору быстро, точно и с минимумом ошибок строить свою работу, совершенствовать стиль отношений с учащимися. Диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
Цель диагностики:
- Выявить те природные задатки студента, которые лучше всего будут развиваться в дальнейшем в профессиональные способности.
- Помочь студентам обрести социально-ценные, нравственные отношения к окружающим людям, себе.
Вот данные, выявленные в результате анкетирования студентов кураторской группы первого курса.
Кружки | |
Музыкальные | 29,4% |
Танцевальные | 29,4% |
Театральные | 11,7% |
Худ. Школа | 11,7% |
Аэробика | 5,8% |
Увлечения | |
Слушать музыку | 29,4% |
Рукоделие | 14,7% |
Посещение театров | 14,7% |
Литература | 26,4% |
Посещение музеев | 8,8% |
Качества - Ценишь | |
Доброта | 61,7% |
Понимание | 35,2% |
Отзывчивость | 23,5% |
Качества - Хочешь развить | |
Уверенность в себе | 14,7% |
Терпимость | 11,7% |
Общительность | 11,7% |
Усидчивость | 5,8% |
Огромное значение при работе со студентами имеет профориентационная работа. В основе ее лежит глубокое изучение личности студента, его ориентаций, мотивов, таким образом, самопонимание. Благодаря самопониманию, студентов можно подвести к правильному выбору.
Для получения информации, при помощи которой студент начинает понимать себя, можно провести анкету "Ориентир", разработанную Степановым А.Н. и Бендюковым М.А.
В результате анкетирования студентов 1 курса получены данные, представленные в таблицах:
Хочу
Человек - человек | 32,0% |
Человек - техника | 5,8% |
Человек - знаковая система | 8,8% |
Человек - художественный образ | 55,8% |
Человек - природа | 23,5% |
Исполнитель | 55,8% |
Творческий | 35,8% |
Активность | 64,7% |
Могу
Человек - человек | 79,4% |
Человек - техника | 2,9% |
Человек - знаковая система | 2,9% |
Человек - художественный образ | 20,5% |
Человек - природа | 14,7% |
Исполнитель | 41,1% |
Творческий | 58,9% |
Уверенный в своих силах | 58,9% |
Вывод: 2/3 группы достаточно уверенны в своих силах, проявляют активность для достижения поставленных целей. Удивляет то, что предпочтение отдается типу профессии "Человек - художественный образ" и только 30% "Человек-человек".
Диагностика позволяет индивидуально поработать с каждым студентом, дать совет по профессиональному самовоспитанию, по необходимости поработать и с родителями.
Соответствующие диагностические карты дают куратору информацию, которая необходима в планировании учебной и воспитательной работы в группе.
Студенту результаты исследований должны помочь осознанно, объективно, правильно оценить себя и найти эффективные формы самосовершенствования.
Второе направление работы - организация учебной работы учащихся.
Педагог-куратор определяет круг реальных учебных возможностей ученика, изучает особенности учебной деятельности группы в целом.
На основе исследования учебной мотивации и отношения к учебным предметам, куратор совместно с педагогами - предметниками определяет методы, приемы и формы индивидуальной работы со студентами, организует консультативную помощь семье в данном направлении.
Получены следующие результаты диагностики:
Студент приходит в колледж для того, чтобы...
- изучать что-то новое, интересное 54,5%
- пообщаться с друзьями 50,0%
- заниматься интересными предметами 31,8%
- весело провести время 13,6%
- не огорчать родителей 13,6%
Домашнее задание студент делает так...
- самостоятельно 59,0%
- от случая к случаю 45,4% !!!
- обращаюсь за помощью к взрослым 36,3%
- под контролем родителей 4,5%
Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
- иметь интерес к предмету 81,8%
- иметь способность к предмету 54,5%
- хорошо работать на уроке 22,7% !!!
- иметь хорошие отношения с педагогом 18,0%
- уметь списывать 18,0%
Когда я получаю плохую отметку, то...
- стараюсь исправить в ближайшее время 54,5% !!!
- стараюсь исправить на следующем уроке 31,8%
- стараюсь тут же ее исправить 18,1%
Вывод: выделяется группа студентов, для которых важны знания, получаемые в колледже и общение со сверстниками, но есть процент студентов, у которых не сформирована мотивация учения.
Наша задача внушить студентам, что развитое умение учиться - сложная, но доступная, неврожденная способность, надо только очень стараться: развивать волевые качества, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Следующее направление - коррекция в воспитании студентов можно осуществить через методику изучения воспитанности: "Какие качества я в себе вырастил?", описанную Дереклеевой Н.И. Цель этой методики: определить изменения, происходящие в личности студента в течение 1,5 лет учебы в колледже.
Получены следующие результаты:
Вырастили в себе следующие качества:
- Умение при необходимости работать самостоятельно без посторонней помощи 95,8%
- Умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других 95,8%
- Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве 95,8%
Следует отметить, что над некоторыми умениями следует еще работать:
- Умение организовать свой труд 54,1%
- Умение беречь время 54,1%
- Умение планировать работу 54,1%
Из данного исследования можно сделать вывод: личность студента формируется теми условиями, в которых он живет, учится, и теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми.
Хочется сказать, что диагностика осуществляет обратную связь, показывает, насколько удачно развивается учебный и воспитательный процесс, какие нужны изменения, коррективы.
Четвертое направление работы - организация творческих дел в других учебных заведениях с привлечением отдельных студентов группы. На этом направлении хочется остановиться более подробно.
Еще на первом курсе (2001-2002 учебный год) активная часть студентов вступила в Региональную Общественную Организацию "Взгляд в будущее", где выступили в качестве волонтеров. На базе колледжа проводились комплексные профилактические и просветительские работы, реализуя принцип "равный-равному". Сейчас этот принцип признан во всем мире. Студенты убеждали своих сверстников вести здоровый образ жизни. Получив подготовку в колледже, студенты проходили стажировку в школах города Санкт-Петербурга. После чего им были выданы сертификаты, дающие право работы по программе профилактики поведения высокой степени риска "Стиль-2000 - здоровый выбор".
В этом учебном году мы решили попробовать свои силы, участвуя в программе "Соревнование классов, свободных от курения". Цель соревнования: предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения среди подростков. Соревнование проводится Северо-Западным Общественным Советом по проблеме подросткового курения, при организованной поддержке Санкт-Петербургского Университета педагогического мастерства и НП "Центр содействия здоровью".
"Витоград". Программа поддерживается Комитетом по Образованию Администрации Санкт-Петербурга.
Наши студенты выступают в качестве кураторов в специальной (коррекционной) школе № 370 Московского района. Их задача состоит в следующем: научить ребят поддерживать друг друга, сопротивляться негативному социальному давлению, самостоятельно принимать решения, видеть преимущества отказа от курения и ценности здорового образа жизни.
Еще один важный этап в нашей работе - шефство над детским домом "Благодать". Группа ребят в составе 14 человек один раз в неделю посещают ребят, ведут кружки: ИЗО, ритмики, занятия по чтению, помогают при выполнении домашнего задания и, самое главное, готовят Новогоднее представление. Ценно то, что студенты увлеченно и с интересом выполняют эту работу.
Студенты любят, когда им доверяют самостоятельно что-то сделать или, тем более, отвечать за какой-то вид деятельности. Доверие повышает их самоуважение. Они гордятся новым положением как очевидным показателем приближения к статусу самостоятельного взрослого человека.
И последнее направление - работа с родителями. Координация воспитательных действий с родителями осуществляется через личное общение, родительские собрания.
В сегодняшних условиях хорошо построить работу с группой без предварительной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в колледж студенты, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои.
При встрече с родителями куратору группы следует ответить на вопросы:
- Что хорошего я могу сказать о студенте?
- Что меня тревожит, беспокоит в студенте?
- Каковы причины данного явления?
- Какими путями и средствами, с помощью каких методов и форм можно устранить негативные явления?
Выработка общих подходов, общей стратегии и тактики деятельности учителя - куратора и родителей.
При работе с родителями следует соблюдать следующие условия:
- Не поучать, а советовать
- Нельзя вести разговор в агрессивном тоне
- Желательно вести беседу при студенте, выбрав щадящую для него форму и содержание.
Важное место следует отвести письменному обращению куратора к родителям. Такое обращение имеет глубокий психолого-педагогический смысл. Существуют разные формы обращения, например:
- благодарность за хорошее воспитание дочери (сына)
- врученная на родительском собрании письменная характеристика учебных успехов (неуспехов) студента с психолого-педагогическим анализом и советами, как организовать помощь студентам дома.
В теснейшем взаимодействии педагога-куратора и семьи можно рассчитывать на успех столь важного дела как воспитание достойного человека, достойного во всех отношениях и как педагога-профессионала, и как гражданина своего отечества в лучшем понимании этого слова.
Таким образом, личность студента формируется под воздействием многочисленных факторов: среды образовательного учреждения, семьи, социально-культурологической среды и т.д.
Роль системы образования чрезвычайно высока в воспитании подрастающего поколения, особенно значима роль учителя-куратора, который должен:
- Хорошо знать своих воспитанников;
- Быть хорошим организатором;
- Уметь своевременно оказывать студенту помощь, поддерживать его;
- Уметь работать с родителями.
Вся деятельность куратора должна быть направлена на:
- Приобретение студентами социально-ценностных, нравственных отношений с окружающими людьми.
- Понимание студентами себя.
- Развитое умение студентами учиться.
- На применение учащимися своих знаний на практике.