Оценка социально-психологической компетентности в сфере подготовки молодежи к семейной жизни
Автор: Лобашева Елена Валерьевна
Дата публикации: 07.06.2012
В настоящие время семья переживает сложный период, сопровождающийся увеличением количества разводов, снижением удовлетворенности браком, нарушением семейной системы в целом. Таким образом оказывается, что значительное количество членов семей некомпетентны в семейной жизни. Чтобы целенаправленно развивать компетентность в сфере семейных отношений необходимо оценить предпосылки возникновения подобных проблем. На мой взгляд, эту оценку необходимо проводить значительно раньше, чем постфактум в сложившейся ситуации.
Для меня стало важным то, какими минимальные представления о семейной жизни сложились у студентов юношеского возраста. Так как это стало отправной точкой для выделения ключевых компетенций. Мною была разработана анкета по изучению представлений о семейной жизни для студентов 5 курса. В основу вопросов анкеты легли основные функции добрачного периода, факторы стабильности и дестабилизации брачно – семейных отношений, особенности протекания добрачных отношений, влияющие в последствии на компетентность в семейной жизни и как следствие – стабильность брачно – семейных отношений. В 2000 году в анкетировании приняли участие 52 студента, средний возраст которых 19 ,7 года.
Я предлагаю рассмотреть лишь несколько вопросов анкеты.
На вопрос о необходимости вступления в брак
- 70% респондентов считают, что необходимо вступать в брак
- 20% считают, что это необязательно
- 10% не знают, не определились, т. е. подавляющее большинство респондентов высказывается за вступление в брак, семейный образ жизни воспринимается как необходимый и естественный. Выделились те, которые не могут судить о необходимости или необязательности вступать в брак, т.е. их жизненная позиция еще неустойчива, подвержена случайному воздействию.
На вопрос о способе заключения брака
- 5% - в церкви
- 15% - в ЗАГСе
- 55% - и в ЗАГСе, и в церкви
- 25% - нет необходимости
- 0% - другое мнение
75% респондентов считают, что официальное заключение брака необходимо. При этом больше половины 60% хотят венчаться в церкви, если сравнить этот показатель с исповедующими ту или иную религию с показателем количества разводов, то в данном случае, на мой взгляд, имеет место модная тенденция в современном обществе и естественное желание разнообразными доступными способами защитить свой брак от распада. 1 / 4 часть респондентов не видит необходимости в заключении брака, т. е. есть тенденция к так называемым « гражданским бракам» ( сожительству ). В то время как, по многочисленным данным ( Витек К., Голод С.И., Эйдемиллер Э.Г. ) усиление тенденции к желанию заключения официального брака усиливает просемейные мотивы, что отражается на семейном благополучии в целом. Часто «гражданский брак» связан с отсутствием готовности принять на себя ответственность, что свидетельствует о недостаточной готовности к вступлению в брак.
На вопрос о сохранении девственности до брака
- 0% - сохранение девственности
- 25% - получить опыт сексуальных отношений с будущим супругом – ой
- 50% - они могут иметь опыт сексуальных отношений с другими людьми
- 25% - это не имеет значения
- 0% - другое мнение
Каждый из респондентов допускает наличие добрачного сексуального опыта как для себя, так и для будущего супруга. Они демонстрируют лояльное отношение к прошлым сексуальным отношениям, допускают возможность их наличия для себя. Ни один респондент не высказался в пользу сохранения девственности до вступления в брак, т.е. сексуальные отношения перестали быть сферой жизнедеятельности семьи, а выходят в представлении людей далеко за ее рамки, таким образом, в дальнейшем, в представлении молодежи, брак не является единственной и исключительной возможностью удовлетворения своих сексуальных потребностей. На мой взгляд, вступление в половую жизнь расценивается: во-первых, как средство адаптации к новой ситуации и к друг другу, через них они хотят решить проблему совместимости, освободиться от обычно сопровождающих чувств неуверенности в себе, страха, вины и т.д., во-вторых, как неотъемлемый атрибут современного молодого человека, некий «знак качества», который должен иметь каждый «взрослый», по их мнению, человек, т.е. это в представлении молодежи признак взрослости и зрелости.
На вопрос об основной функции семьи респонденты сделали следующий выбор:
- 90% - рождение и воспитание детей
- 70% - взаимная поддержка супругов
- 70% - сексуальные отношения
- 35% - рекреативная
- 25% - экономическая
- 5% - хозяйственно-бытовая
Основными функциями семьи респонденты назвали: рождение и воспитание детей, взаимная поддержка супругов, сексуальные отношения. Таким образом, семья приобретает несколько иное значение, нежели чем раньше (стремление к партнерским взаимоотношениям, смещение бытовых и экономических аспектов семьи на второй план, приобретение значимости такой функции семьи как взаимная поддержка супругов). Если в исследованиях 70-80 гг. значимость удовлетворения потребности во взаимной поддержки супругов проявлялась ярко примерно на 15-25 году совместной жизни, то теперь это стало ведущей функцией семьи в представлении молодежи.
Обращает на себя внимание тот факт, что часто встречающиеся причина разногласий в семье по хозяйственно-бытовым и экономическим вопросам не занимает должного места в функциональной структуре будущей семьи. Исходя из этого, необходимо формировать компетентность в этих сферах. Также появляется задача формирования компетентности в сфере развития чувств (как способность выразить свои чувства и принять чувства другого человека).
На вопрос о сохранении верности в браке респонденты выбрали следующие варианты:
- 45% - это необходимое условие для состоящих в браке
- 30% - это возможно при определенных условиях
- 10% - это невозможно
- 0% - это необходимо для одного из супругов
- 15% - другое мнение (если один раз, то можно простить, если изменил, то надо скрывать)
Большинство респондентов – 55% принимают факт супружеской измены как неизбежность при различных условиях. В качестве условий может быть временная невозможность контактов с супругом, если чувства супругов к друг другу недостаточно сильны и, конечно, основная причина – это отсутствие самодисциплины, нравственная распущенность, эгоизм, стремление к переменам, неудовлетворенность, вызванная неумением справлять с будничностью отношений.
Для второй половины респондентов верность – неотъемлемое условие для состоящих в браке. Данные соотносятся с результатами других исследований, которые оценивают частоту супружеской неверности 42 – 70% ( по разным источникам ). При ответе на вопрос о возможных причинах разводов 40% респондентов отстаивают точку зрения, состоящую в том что супружеская измена для них может стать причиной развода. Для 30% респондентов наблюдается несоответствие между «верность невозможна», и супружеская измена может стать причиной развода. В этом, на мой взгляд, кроется противоречие между имеющимися взглядами, представлениями и предполагаемым поведением в конкретной ситуации. Таким образом нарушается принцип компетентностного подхода – его деятельностность.
На вопрос о возможных причинах развода респонденты сделали следующий выбор:
- 85% - пьянство, наркомания одного из супругов
- 55% - сексуальная неудовлетворенность
- 45% - несходство характеров
- 40% - супружеская измена
- 30%- противоположные взгляды на жизнь
- 30% - нежелание или невозможность иметь детей
- 5% - другое мнение (глупость супруга)
- 0% - болезнь одного из супругов
- 0% - ни при каких условиях
Из данных становится ясно, что респонденты часто указывают причины, которые могут быть устранены без разрыва отношений ( несходство характеров, сексуальная неудовлетворенность ). Некоторые из указанных причин ( противоположные взгляды на жизнь, несходство характеров), их предпосылки обнаруживаются в период добрачного ухаживания, т.е. многие трудности, которые встречаются в семейной жизни являются решаемыми, но воспринимаются как непреодолимые. Также необходимо при подготовке к семейной жизни проводит профилактику наркотической и алкогольной зависимости в семье.
Заслуживает внимания тот факт, что 60% желали бы венчаться в церкви, но каждый из них допускает развод. Эти представления противоречат друг другу, они находятся в различных плоскостях и являются эклектичными.
На вопрос о количестве планируемых детей респонденты сделали следующий выбор:
- 70% - два ребенка
- 20% - один ребенок
- 5% - лучше жить без детей
- 5% - как получится
- 0% - три и более детей
- 0% - другое мнение
Подавляющее количество респондентов хотят иметь детей. 90% планируют определенное количество детей. Среднее количество планируемых детей 1, 7. Основной тип репродуктивности семьи планируется – среднедетный. Если иметь ввиду, что по статистике планируется только 1 / 3 беременностей, то это говорит о том, что показатель « как получится» значительно занижен и не отражает реальную ситуацию. В демографии существует такой парадокс, что реальное количество детей оказывается заметно ниже желаемого. Исходя из этого, у данной выборки, количество детей будет в среднем меньше двух, таким образом имеет место отсутствие активного положительного отношения к многодетным семьям, предполагающую устойчивую ориентацию на воспроизводство в своей семье 2 и более детей, т. е. семья стремится к супругоцентричности. Голод С. И. в своих исследованиях обнаружил эту закономерность в 1981 году, к настоящему моменту она стала устойчивой и сохраняется до сих пор.
С другой стороны нежелательная, незапланированная беременность является фактором нестабильности семейных отношений поэтому, подготовка молодежи к семейной жизни должна содержать компонент – планирование деторождения.
Анализируя литературу и данные анкеты становится очевидным, что для развития компетенции в сфере брачно – семейных отношений огромное значение имеет подготовка молодежи к семейной жизни, выполнению супружеских и родительских обязанностей, а результатом подготовки во многом становится готовность к семейной жизни.
Готовность к браку понимается как система социально – психологических установок личности, определяющая эмоционально – положительное отношение к семейной жизни, ценностям родительства и супружества ( Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений., с.3 ). Также, учитывая специфику компетентностного подхода необходимо, но вовсе недостаточно понимание сути функционирования системы, знакомства с возможным инструментом взаимодействия в системе, но и умение эффективно использовать эти инструменты, а также способность строить отношения с другими, умение сотрудничать, видеть и разрешать конфликтные ситуации.
Таким образом развитие социально – психологической компетенции в сфере подготовки к семейной жизни должно включать:
- Развитие идентичности и деятельностное проявление самостоятельности в принятии и реализации решения. Видение себя субъектом брачно – семейных отношений (н., развитие значимых для семьи личностных качеств, умение выразить свои чувства и отношение, умение принять чувства другого человека).
- Развитие способности формировать и реализовывать жизненные планы (н., формирование адекватных брачно – семейных отношений, планирование будущей семейной жизни).
- Способность использовать различные формы взаимодействия в системе и системы с окружающим миром (н., развитие коммуникативной культуры, способности к саморегуляции).
- Способность создавать, поддерживать и налаживать взаимоотношения в семье.
Для повышения уровня развития компетенции, на мой взгляд, необходимо реализовать принципы долговременности, последовательности, всесторонности и активности ( в т. ч. использование любых ситуаций для выработки правильных установок и образа мысли ). Что на данном этапе является полем для дальнейшего развития.
Список литературы
- Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
- Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.