Интегрированный курс: вопросы и ответы

Автор: Жукова Светлана Сергеевна, Лабинская Татьяна Анатольевна, Малачинская Оксана Юрьевна
Дата публикации: 22.10.2014

Современная образовательная ситуация в России разворачивается в условиях реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС).

Сформулированные в стандартах новые образовательные результаты (общие и профессиональные компетентности) положили начало инновационным преобразованиям в педагогическом колледже.

В новых социально-культурных условиях профессиональное образование должно способствовать интегрированному освоению умений и знаний в рамках профессиональной компетенции: профессии или смежных профессий - и готовить специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач [5]. Достижение поставленной цели возможно на основе междисциплинарной интеграции. Это позволяет выйти на реализацию как интегрированных уроков, так и интегрированных модулей. Попробуем ответить на вопросы, неизбежно возникающие в процессе создания и реализации интегрированного курса.

Что такое интеграция и почему данный подход к обучению актуален? Согласно требованиям ФГОС, приоритетным направлением является интеграция профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании программы профессионального модуля. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит пересмотр содержания дисциплин в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что способствует повышению мотивации у студентов к овладению будущей профессией [2].

Что лежит в основе интеграции учебных дисциплин? Прежде всего, это особенность изучения профессионального модуля, который характеризуется, во-первых, объединением двух дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК). В нашем случае это "Русский язык с методикой преподавания". Во-вторых, в профессиональном модуле предусмотрено изучение МДК "Теоретические основы организации обучения в начальной школе", который содержательно объединяет все курсы, входящие в модуль. В-третьих, освоение модуля происходит с учётом интеграции видов деятельности студентов. Все это легло в основу интеграции двух названных МДК, изучение которых происходит единым курсом. В нашем колледже студенты, обучающиеся по специальности "Преподавание в начальных классах", уже много лет изучают интегрированный курс "Педагогика с методикой преподавания русского языка", разработанный Зарх И.Б. и Лабинской Т.А. Он не потерял своей актуальности и в условиях реализации новых ФГОС. Интеграция двух дисциплин осуществляется на методологическом уровне, который проявляется в едином подходе преподавателей к обучению студентов, в направленности на результаты освоения модуля и на итоговую государственную аттестацию.

Как интегрировать изучение содержания, формирование профессиональных компетенций и оценку образовательных результатов? Обучение происходит по трём кейсам, в которых содержание и виды деятельности, предлагаемые студентам, создают условия для формирования общих и профессиональных компетенций. Студенты учатся определять цели и задачи обучения, планировать и анализировать уроки в условиях обновления целей, содержания и смены технологий в образовании, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития [3].

Интегрированный курс направлен на изучение современных дидактических систем, технологий и моделей обучения грамоте, русскому языку и литературе [3] и создаёт условия не только для развития компетенций, но и для подготовки студентов к междисциплинарному экзамену. В связи с этим определяются виды деятельности, в процессе выполнения которых студенты учатся интегрировать знания по двум учебным дисциплинам. Они включаются в обязательную часть технологических карт (ТК) оценки образовательных результатов, разработанных для каждого кейса. Виды деятельности связаны с выполнением интегрированных заданий, в том числе, ДКР (индивидуальная самостоятельная работа); участием в обсуждении вопросов на интегрированном семинарском занятии, анализом конспекта урока, защитой проекта урока (работа в творческих группах). Организация учебной деятельности в творческих группах позволяет создать условия для развития общей компетенции: "Работать в коллективе и команде..." [5]. Готовясь к защите проектов уроков, студенты, как правило, создают презентации, учатся использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности [3]. В накопительную часть ТК включены виды деятельности, направленные на развитие общей компетенции "Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество" [3]. Это анализ электронных ресурсов, контент-анализ педагогической и методической литературы; написание статьи для сборника СНО; оценка результативной активности на учебных занятиях в процессе самостоятельного выполнения интегрированных заданий (она осуществляется в соответствии с уровнем выполнения работ). Оценка аттестационных заданий проводится по критериям, которые разрабатываются для каждого вида деятельности (см. приложения).

Какие проблемы возникают в процессе преподавания интегрированного курса? Сегодня каждый педагог в процессе преподавания своей дисциплины сталкивается с рядом проблем, причиной которых в большинстве случаев является недостаточный уровень развития общих компетенций. Как правило, это связано с предыдущей ступенью обучения. Несмотря на то, что на учебных занятиях создаются условия для повышения уровня развития общих компетенций, сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что многие студенты в процессе освоения интегрированного курса испытывают трудности, связанные с самоорганизацией и взаимодействием как с членами учебного коллектива, так и с преподавателями курса. К наиболее распространённым сложностям можно отнести проблему организации выполнения и сдачи в срок заданий интегрированного характера, связанных, прежде всего с анализом дополнительных источников информации с последующей их проработкой. Сказывается недостаточный навык работы с современными источниками информации и самой информацией, а также низкий общекультурный уровень развития студентов. Затруднения вызывают задания, требующие коллективной организованности и умения работать сообща. Здесь студенты испытывают сложности с планированием своей деятельности, распределением обязанностей среди членов творческой группы и низким уровнем личной ответственности. Несмотря на то, что уже почти в каждом российском доме прочно обосновался компьютер, далеко не каждый студент умеет грамотно использовать его возможности. Как правило, в каждой творческой группе есть лишь отдельные студенты, которые осуществляют аудио-визуальное сопровождение разработанных проектов в процессе их создания и презентации. Невысокий общий уровень развития студентов иной раз приводит к непониманию сути задания и требует не только консультации, но и совместной его проработки на уровне планирования конкретных действий. Обучая завтрашней профессии, мы сегодня стараемся помочь студентам в решении индивидуальных проблем, связанных с развитием общих и профессиональных компетенций, выстраивая взаимодействие с ними таким образом, чтобы будущие учителя начальных классов уже сейчас виртуально пробовали свои силы в профессии. Ежегодно проводится студенческая экспертиза содержания кейсов с целью выявления возможных проблем на уровне понимания материала и формулировок заданий, осуществляется анализ и коррекция технологических карт в соответствии с требованиями новых ФГОС и уровнем развития студентов, пересматривается сам процесс преподавания курса и критерии оценки результатов его освоения.

На основе постоянного анализа содержания, методики преподавания интегрированного курса и результатов обучения можно предположить, что интеграция МДК в профессиональном модуле способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса. Создаются условия для специальной подготовки студентов к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию понятий и представлений о мире как едином целом, для определения нравственных ориентиров современного учителя [1].

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования