Проект "другая педагогика" как средство формирования общих компетенций у студентов педагогического колледжа

Автор: Докукина Светлана Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

Новые стандарты среднего профессионального образования предполагают формирование у будущих специалистов как профессиональных, так и общих компетенций. В частности, выпускник педагогического колледжа должен уметь работать с разными источниками информации, оценивать и анализировать полученную информацию. Очень важным на сегодняшний день также является осознание выпускником социальной значимости своей профессии. Безусловно, на учебных занятиях по дисциплинам педагогического цикла, а также на педагогической практике преподаватели включают студентов в разные виды деятельности, которые способствуют формированию данных компетенций. Но этого не всегда бывает достаточно, поэтому преподаватели предметно-цикловой комиссии педагогики предложили реализовать в Некрасовской колледже проект, который называется "Другая педагогика, или О чем не пишут в учебниках". В рамках этого проекта мы предлагаем студентам принять участие в конкурсе презентаций литературных произведений, связанных с профессией педагога.

Отсутствие мотивации к чтению литературы среди студентов является на сегодняшний день актуальной проблемой. Особенно это касается произведений художественной, научно-популярной литературы, публицистики, посвященных проблемам школы, взаимодействия учителей, родителей, педагогов, проблемам отношений в семье, в целом жизни детей разного возраста в разные исторические периоды. В таких произведениях описано множество разнообразных ситуаций, которые можно рассматривать как педагогические в широком смысле, только они описаны более глубоко, эмоционально. Подобное содержание может стать важным дополнением к содержанию учебных курсов по педагогическим дисциплинам.

Для современного студента также важным является возможность проявить собственную инициативу, творчество, высказать свое мнение по волнующим вопросам. Участие в конкурсе дает им такую возможность. Во-первых, студент самостоятельно выбирает то произведение, которое он будет представлять. Конечно, мы как организаторы предлагаем список произведений некоторых авторов, но не ограничиваем им студента. Во-вторых, мы не требуем четкой структуры или определенной последовательности в содержании презентации, а только озвучиваем некоторые аспекты ее содержания (сведения об авторе, историческая справка, герои произведения, вопросы, которые возникают в процессе чтения, проблемы, которые ставятся в произведении). Дальше студент сам продумывает содержание и оформление презентации, может использовать видео, аудио сопровождение, фотографии, иллюстрации, цитаты и др. Общим требованием является обязательное высказывание своего мнения о прочитанном произведении и о значимости его содержания для студентов, педагогов, родителей.

В прошлом году прошел пробный вариант конкурса, на котором, в частности, были представлены произведения В. Распутина, В. Леви, А.Гавальда, А.Сент-Экзюпери, Ш. Амонашвили. В этом году надеемся увидеть презентации по произведениям А. Алексина, А. Приставкина, В. Крапивина, Я. Корчака, А. Макаренко, В. Сухомлинского и др. Кроме того, студенты могут представить нам произведения современных авторов и таким образом дополнить существующий список.

Проведение конкурса презентаций книг педагогического содержания среди студентов колледжа будет способствовать повышению интереса к чтению, к проблемам обучения и воспитания, а также создаст условия для просветительской работы среди студентов по этому направлению за счет выступлений на студенческих конференциях и размещения лучших презентаций на портале колледжа.