Роль диалога культур в процессе становления личности

Автор: Фураева Анна Анатольевна
Дата публикации: 22.10.2014

Основа бытия и мышления человека XX-XXI веков - это диалог по самым главным, вечным вопросам бытия. Это всеобщий способ освоения духовно-ценностных основ жизни, форма поиска самого себя в мире общечеловеческих ценностей. Это и способ познания мира, и способ самоопределения, самоосуществления. Современному человеку необходимо научиться жить в условиях множества культур, типов сознаний, логик, точек зрения. Многообразие нашего бытия предполагает умение слушать и вопрошать, соглашаться и сомневаться, удивляться и восхищаться, спорить и убеждать.

Чем же обусловлен повышенный интерес в современной жизни к диалогу вообще и к диалогу культур в частности? Остановимся на нескольких наиболее важных моментах.

- обмен опытом не только в преподавательской среде, но и в среде учащихся.

В диалоге открывается способность сопереживать Другому, почувствовать его позиции, развивается такое важное качество как эмпатия.

Исходной посылкой успешного диалога культур является интерес участников друг к другу, который и развивается в процессе подлинно диалогичных отношений.

Формирование интереса к диалогу - важнейшая задача образования, поскольку именно в диалоге происходит развитие активной, дуающей, творческой, созидающей, познающей и самопознающей личности. Личность становится не просто знающей, но осознающей, не просто морализующей, но нравственной, не просто информированной, но культурной.