Анализ результатов года русского языка в Некрасовском колледже

Автор: Архипова Татьяна Николаевна
Дата публикации: 22.10.2014

Прошедший  2007 год - год неограниченных возможностей для учителей-словесников.

Начало ему было положено 4 ноября 2006 года, в День народного единства, когда президент на торжественном приеме объявил о том, что 2007 год станет Годом русского языка. Президент высказал уверенность в том, что мероприятия "вызовут большой интерес, принесут пользу и укрепят международные гуманитарные контакты".

В подготовке  и организации мероприятий значительная роль была отведена Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Российскому обществу преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). В ряде стран прошли недели русского языка. Много внимания было уделено проблеме изучения русского как иностранного.

Стоит вспомнить такие мероприятия, как крупный литературоведческий конгресс в Санкт-Петербурге в октябре этого года "Русская литература в формировании современной языковой личности"; выход с 1 апреля на телеканале "Мир" передачи "Знаем русский"; проведение Международной Интернет-олимпиады "Интерактивный русский" под девизом "Русский без границ", а также семинары и конференции на базе университетов России и за ее пределами.

Все перечисленное опровергает одну из существующих точек зрения - изучение русского языка прежде всего связано с зазубриванием правил и исключений. В последние годы все чаще, стремясь обозначить новые подходы к преподаванию русского языка, употребляют слова "культуроведческий", "культурологический". Культуроведческая компетенция предполагает понимание того, что:

- родной язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам;

- владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи;

- изучать русский язык - это значит изучать русскую национальную культуру.

Объявленный год русского языка как раз повод для повышенного внимания к формированию культуроведческой компетенции, к созданию культуроведческой среды.

Наш колледж не остался в стороне. Был создан проект "Грамота.ru", в рамках которого организованы мероприятия для студентов, для коллег и для самих себя, преподавателей русского языка.

Прежде всего это олимпиада. В первом полугодии 2007 года ее участниками были студенты разных курсов и отделений. Желающих проверить свои возможности оказалось 78 человек. Нашими партнерами в разработке студенческой олимпиады стали магистранты РГПУ им. А.И.Герцена. Во втором туре приняло участие 24 человека, и проводился он на базе университета. 5 победителей были награждены грамотами и памятными подарками. Вопросы предполагали не только базовые знания по предмету, но и нацеленность на проверку умения абстрактно мыслить, использовать культурологическую информацию.

Во втором полугодии 2007 года олимпиада была проведена среди коллег, не имеющих отношения к преподаванию родного языка. 8 предметно-цикловых комиссий с азартом отвечали на предложенные вопросы. Слабым местом оказалась лексикографическая компетентность.

Поэтому второй этап проекта - Дни культуры речи, на которых студенты старших курсов филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена профессионально рассказали о науке лексикографии  с точки зрения синхронического и диахронического подходов.

Выйти за рамки учебного заведения помог конкурс творческих работ разных жанров, объявленный Институтом лингвистических исследований. 14 работ мы отобрали, лучшие из которых  прозвучали в радиопередаче "Как это по-русски". Уметь писать текст в заданном жанре - важное умение будущего учителя.

Для нас же самих, преподавателей русского языка, стало любопытным участие в Третьем фестивале русской речи, организованном РОПРЯЛ. Первый тур в конкурсе на лучшее владение русской речью заставил серьезно подумать и обратиться не к одному словарю.

Кульминацией проекта явилось общеколледжное мероприятие, которое его организаторы назвали лингвопутешествием. 4 команды представляли совершенно разных участников: администрацию колледжа, преподавателей дисциплин негуманитарного цикла, студентов отделения русского языка и литературы и студентов других отделений. Получился настоящий праздник родного языка, принесший массу положительных эмоций всем его участникам. Лингвопутешествие - это еще и очередная форма, которую мы показали студентам 3 курса отделения русского языка и литературы в предверии практики внеклассной деятельности. Как провести внеклассное мероприятие по предмету в школе - важная методическая проблема. Этому учат наши преподаватели, вовлекая в активную деятельность студентов. По традиции для студентов 3 курса мы предлагаем такие формы внеклассной деятельности: "Поле чудес" по словарю В.Даля; КВН; игру по станциям "Грамотей". Обобщенный опыт, накопленный в комиссии, представлен в методическом пособии, автор которого назвала его так - "Внеклассная работа по русскому языку в средней школе". Однако принять участие в мероприятии - это одно, а стать его организатором в сотрудничестве с преподавателем - нечто другое. Мы рады, что наша новая традиция по вовлечению в совместную исследовательскую деятельность студентов одобрена и поддержана коллегами. В педагогическом багаже уже три таких совместных продукта:

- "Лингвистика в лицах", посвященная жизни и деятельности видных ученых-лингвистов;

- "Малые Лихачевские чтения", посвященные году Д.С. Лихачева, которые были проведены совместно со студентами РГПУ им. Н.А. Герцена;

- в этом году устный лингвистический журнал, страницы которого отражали разные аспекты изучения родного языка. С последней формой мы планируем выйти в базовые школы на традиционные декады русского языка.

Подводя итоги прошедшего Года русского языка в отдельном учебном заведении, нельзя не согласиться с утверждением, что современная образовательная среда должна быть основана на принципах сотворчества преподавателей и студентов, их самоорганизации и развития интересов. В связи с этим предметом особого осмысления в педагогическом образовании является процесс трансляции социального опыта от одного человека к другому. Этот процесс имеет в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, являясь составляющей процесса профессионального становления. В этом самом главном процессе - процессе становления молодого специалиста - комиссия преподавателей русского языка Некрасовского колледжа открыта для сотрудничества с другими образовательными учреждениями.

Список литературы

  1. Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний // РЯШ № 6, 2000.