Современный этап интеграции науки и образования: изменение парадигмы

Автор: Панферова Елена Юрьевна
Дата публикации: 22.10.2014

В конце ХХ века один исследователь, предвидя неизбежную смену парадигмы образования, сказал: "Переход человечества в новую постиндустриальную эпоху потребует изменений системы образования в течение нескольких десятилетий, и они будут более кардинальными, чем все предыдущие, прошедшие за триста с лишним лет".

Еще в 1978 г. группа ученых в докладе Римскому клубу обратила внимание на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества. Стало очевидным противоречие между приоритетами, существующими в области образования, и потребностями общества и личности, динамично изменяющимися. Уровень этого противоречия оценивается как мировой кризис образования и определяется тремя причинами:
1) быстрый рост общего объема научной информации ведет к увеличению сроков обучения, а специализация учебных заведений - к утрате целостности научно-объективной картины мира;
2) необходимость ежедневно усваивать большое количество новой информации не оставляет учащимся времени на ее обдумывание и осмысление, и знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления;
3) репродуктивные формы обучения не способны обеспечить массовую подготовку специалистов для творческих профессий.

Масштабность проблемы реформирования образования, как отмечают специалисты, обусловлена тем фактом, что оно затрагивает интересы примерно 25-30% жителей каждой страны. Признали, что образование, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошло в число глобальных проблем человечества. Смена парадигмы образования диктуется необходимостью преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и личности.

Что подготовило смену парадигмы?

Это достижения педагогической науки в 60-70-е годы ХХ века (исследования Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Э Эльконина и др.), и опыт лучших учителей-практиков, и Болонская декларация 1999 года.

Понятие парадигмы введено Т. Куном в 1970-х гг.: "Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - общепризнанная совокупность понятий, теорий и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений".

К. Бейли назвал парадигму "ментальным окном (mental), через которое исследователь рассматривает мир".

Парадигмы образования:

Традиционная Гуманитарная

знаниецентрическаяантропоцентрическая:

изучает человека

в его отношении к миру;

человек - субъект познания

Понимание образования как получения готового знания сменяется новым пониманием образования как достояния личности.

При смене парадигмы различаются цели, задачи, содержание и результат образования.

В условиях старой парадигмы цель учения - передача и получение знаний, в новой парадигме - самореализация личности, овладение основами культуры и профессиональными компетенциями. Образованность становится главной ценностью и ресурсом в будущем.

Задачи

прошлого настоящего

формирование умений пополнять и достраивать личностную систему знаний

В старой парадигме господствует иерархический стиль организации учебного процесса: учитель является субъектом обучения, передатчиком информации, ученик - объектом, приемником информации. Обратная связь между ними односторонняя. Ответственность за обучение несет педагог. Для обучающегося учение - обязанность, для педагога - исполнение профессионального долга (см. схему 1). Методы обучения традиционные.

Контроль и оценка знаний производится педагогом. Результат обучения - система знаний, умений и навыков (ЗУНов).

В условиях новой парадигмы учитель и ученик в равной мере являются субъектами обучения, обучающийся разделяет с педагогом ответственность за свое обучение, а педагог создает условия для учения.

Взаимодействие учителя и обучающегося строится на основе деятельностного подхода. Стиль организации учебного процесса - демократический. Используются инновационные технологии. Акцент делается на самостоятельную работу и индивидуальную траекторию обучения. Большое значение приобретает самоконтроль и самооценка.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результата образования, выступает понятие компетенция/компетентность, сменившая ЗУНы. Особое внимание уделяется развитию профессиональных компетенций. Обучающийся должен знать, как найти требуемые знания; уметь находить путь поиска решения проблем; приобрести процедурные знания - стратегии решения проблем и методы получения нового знания. Главным является развитие способности нелинейно и целостно мыслить , формирование умения понимать широкий контекст исследуемой проблемы.

Таким образом, инновационная парадигма образования, пришедшая на смену парадигме просветительского образования, характеризуется целым рядом качественно новых черт. К ним, в частности, относится смена основного смыслового знака образования рационализм на знак культура; переход от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; обновление содержания образования за счет движения от созерцательного к деятельностному уровню, от эмпирического к концептуальному, от тематического к проблемному; ориентация на приоритет развивающейся личности, вследствие чего на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель.