Использование дистанционных технологий в преподавании иностранного языка с целью активизации познавательной деятельности студентов
Автор: Болтунова Ирина Владимировна, Дымова Лада Александровна
Дата публикации: 22.10.2014
В наши дни в образовании происходят большие изменения. Совершенствование процесса образования связано с информатизацией процесса обучения. Все больше и больше студентов обучаются дистанционно, а, следовательно, технологии дистанционного обучения развиваются и используются активнее, так как они помогают сделать процесс обучения более эффективным.
Модель дистанционного образования рассматривает обучение как информационно-образовательную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации. В центре - преподаватель-координатор познавательного процесса, корректирует преподаваемый курс, консультирует студента по всем аспектам учебной деятельности. Студент при этом самостоятельно формирует индивидуальный образовательный маршрут из модульных компонентов курса.
Дистанционное образование предусматривает внедрение в образовательную практику новых технологий обучения, методов и принципов организации учебно-воспитательного процесса. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого. [2] Основное достоинство технологии дистанционного обучения является то, что обучаемый может самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в контакте с преподавателем. [3]
Дистанционные формы обучения предоставляют также широкие возможности для разработки обучающих программ, ориентированных на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Выделяют следующие виды технологий дистанционного обучения:
Кейс-технология. В ней каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.
Internet-технология обеспечивает доступ в систему дистанционного обучения обучающихся и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. [3]
Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекции проводятся квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне "вопрос - ответ". Достоинство видеолекций заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности мультимедийных средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким восприятием.
В международной практике преподавания английского языка используют Интернет-семинары или вебинары (от англ. webinar = web (сеть) + seminar), объединяющие в себе достоинства как Интернет-, так и видео-технологий. Например, английское издательство Макмиллан в последние годы активно проводит вебинары для преподавателей английского языка. [4]
Рассматривая проблему активизации познавательной деятельности обучаемых, необходимо целенаправленно воздействовать на совместную учебно-познавательную деятельность обучаемого и обучающегося.
Эффективность обучения находится впрямой зависимости отуровня активности студента впознавательной деятельности, степени его самостоятельности. Активность студентов вучении обеспечивает развитиеих творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение студентов вучебно-познавательную деятельность подостижению целей обучения обеспечивается спомощью средств активизации, вкачестве которых выступают содержание образования, методы иформы обучения. [1]
Преподаватель должен способствовать активизации познавательной деятельности студентов. Важное значение для практической работы преподавателя имеют уровни активизации познавательной деятельности студентов, как характеристика процесса преподавания. Выделяют следующие уровни:
1. Репродуктивный. Деятельность преподавателя связана с управлением познавательной репродуктивной активностью студентов.
2. Интерпретирующий. Деятельность преподавания связана с управлением информационно-поисковой активностью студентов.
3. Творческий. Уровень активизации познавательной деятельности связан с управлением исследовательской деятельностью обучаемых.
Важнейшая задача преподавателя в процессе управления познавательной деятельностью - формирование у студента мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Внимание студента необходимо сконцентрировать на самостоятельном обучении. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом дистанционной технологии.
Список литературы
- Вучева В.В., Мещерякова О.Н., Соколова Л.А. Использование дистанционной технологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального образования
- Симонова Ю.В. ИКТ как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Трофимова И.С. Понятие о дистанционном обучении
- Вебинары британского издательства Макмиллан