Перспективы подготовки учителя-филолога в системе среднего профессионального образования

Автор: Архипова Татьяна Николаевна
Дата публикации: 22.10.2014

Изменение содержания образования - естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования образовательной системы. Необходимость обновления содержания связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. Совершенно очевидно, что деятельностная парадигма должна стать основой образовательного процесса. И под эту парадигму необходимы иные методы, способы, техники, технологии работы с учащимися. ФГОС третьего поколения не нормирует образовательные технологии. В условиях реализации новых стандартов учителю предоставляются большие, чем раньше,возможности быть менеджером - управляющим процессом образования: в большей степени учитывать и использовать личностные особенности и возможности ученика, свои компетенции и методические пристрастия с целью формирования видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. Отсюда возрастающая роль образования, причем образования не на всю жизнь, а в течение всей жизни. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций, т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций - в этом новая методологическая установка стандартов.

Нужны современные специалисты, которые готовы освоить разные роли: от учителя - транслятора знаний до учителя-модератора. Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Можно поспорить по поводу высказанной отдельной задачи - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, - свой богатый профессиональный опыт. На наш взгляд, эту нишу могут заполнить специалисты среднего профессионального образования.

В Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном правительством РФ в 2008 году, сказано: "В среднем специальном учебном заведении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося" [см.: пункт 1.11 Типового положения 2008].

Вопрос востребованности специалистов среднего профессионального звена напрямую сегодня связан с внедряющейся в России двухуровневой системой образования: бакалавриат - магистратура. Если ранее обе ступени относили к системе высшего профессионального образования, то сегодняшняя ситуация диктует кардинальные изменения. Связаны эти изменения со вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2009 года № 667 "О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования".

Согласно подписанному в 2009 году Положению о проведении в 2009 - 2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и определению статуса колледжа "как образовательной организации, основной деятельностью которой является реализация программы прикладного бакалавриата" [см.: гл.14 ст.112 Проекта закона "Об образовании" 2010] существенно возрастает роль среднего профессионального образования в подготовке такого специалиста. Иное структурирование содержания образования, использование технологий формирования филологического знания, предельно сжатые сроки обучения (в отличие от программы бакалавриата в системе высшего профессионального образования) - те составляющие, которые позволят вчерашнему выпускнику общеобразовательной школы превратиться в учителя русского языка, преподавателя Новой школы.

Развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата, имеет место и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: "обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата" [см.: пункт 3.3. Развитие образования. Концепции до 2020 года 2008].

Вот здесь первостепенное значение должно иметь нынешнее среднее профессиональное образование, которое, согласно Проекту закона "Об образовании" (далее - Законопроект), подлежит реорганизации: "образовательные учреждения среднего профессионального образования вида "колледж" подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования соответствующего вида в случае установления соответствия реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования основным профессиональным образовательным программам высшего образования уровня "бакалавриат" и их готовности к реализации программ подготовки бакалавров; в ином случае такие образовательные учреждения преобразуются в профессиональную организацию вида "техникум" [см.: ст. 138 пункт 2 Проекта закона "Об образовании" 2010]. Среди образовательных организаций высшего образования согласно статье 112 Законопроекта выделен колледж как "образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программы прикладного бакалавриата" [см.: гл.14 ст.112 Проекта закона "Об образовании" 2010]. При таком статусе среднего профессионального образования срок обучения может значительно отличаться от установленного в сфере высшего профессионального образования в плане уменьшения. При этом встает следующий вопрос: как за более сжатые сроки обучения подготовить учителя - практика? Нужны технологии обучения такого специалиста, причем не на уровне теории, а в непосредственном процессе получения филологического образования. В основу стратегии подготовки должен быть положен деятельностный подход, реализуемый в виде разных технологий формирования профессиональных компетенций студента. Главная особенность в осуществлении программы прикладного бакалавриата - практикоориентированность. Студент должен быть способен написать конспект учебного занятия для средней школы и успешно его провести, использую те подходы в обучении детей, через которые прошел сам. Необходим стандарт для среднего профессионального образования по направлению "прикладной бакалавриат", поскольку сложившаяся ситуация диктует отличный от стандарта высшего образования набор дисциплин. Использование модульного подхода при построении сопряженных учебных программ - первый шаг к созданию системы непрерывного образования на основе координации учебных планов и программ.

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
  3. Положение о проведении в 2009 - 2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 667 "О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования"
  5. Проект федерального закона "Об образовании"
  6. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)