Постмодерн и образование

Автор: Соколова Анна Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

Современная наука и образование развиваются в очень не простое время, которое получило общепринятое и распространенное название Постмодерна. Это особый этап в развитии общества, который характеризуется отказом от прежних ценностей, которые всегда обществом воспринимались как вечные. Ныне произошла утрата ценностей в типичном понимании, на смену пришли глобальные ценности, как, например, личная выгода, индивидуализм, эгоизм, отказ от норм морали. Признается любая ценность, лишь бы только она не противоречила современным тенденциям, моде. По сути, это дискредитирует ценность вообще. Современность - это время радикального пересмотра системы ценностей: быстро меняются условия жизни, существование человека становится неустойчивым. "Мы вынуждены играть одновременно во множество игр, правила которых меняются очень стремительно", - отмечает З. Бауман. Это приводит к невозможности постановки долгосрочных целей. Человек перестает чувствовать себя стабильно и уверенно. Возникает большое расстояние между культурой и образованием. Духовные ценности не находят условий для реализации. Материальное преобладает над идеальным, личное над общим, духовность как понятие, выражающее стремление к гармонии, целостности, утрачивает актуальность.

Человек осознает свое превосходство над природой, тем самым лишает себя возможности иметь то, что когда-то имел - гармонию, согласие с природой и самим собой. "Человек образованный" и "человек просвещенный" - эти определения воспринимаются как отличные друг от друга. Современное образование, по мнению многих исследователей, находится в ситуации кризиса. Традиционно функциями образования были разработка и теоретическое обоснование системы ценностей, их трансляция, развитие познавательных способностей учащихся, нацеленность на постижение истины. В современных условиях эти функции ставятся под сомнение. Все труднее становится искать истину, хранить и приумножать знания. Происходит смена парадигм от "teaching" к "learning". Компьютеризация и "тестизация" формируют алгоритмичное мышление в ущерб творческому, гибкому.

В современном обществе, где важнейшую роль играют рыночные отношения, выгода, деньги, СМИ, утрачивается понимание образовательных учреждений как центров знания, науки. Сегодня ученик попал в весьма сложную ситуацию: с одной стороны, это неопределенность и разнообразие ценностей, которые должны отвечать сегодняшнему дню, отсутствие четких ориентиров, с другой, насаждение американо-европейской культуры, с которой современная молодежь отождествляет свою культуру, попустительство взрослых, доступность и масштабность любой информации, быстрота ее получения. В результате сознание ребенка формируется под властью лжеценностей. Американская пословица гласит: " Если ты такой умный, почему же ты такой бедный?". В русской культуре всегда было иначе. Русский поэт, классик А.С. Пушкин, пишет: "Так дай Вам Бог любимой быть другим". Таким образом подчеркиваются основные ценности русского народа: любовь, вера, понимание, предпочтение чужих интересов своим. Необходимо помнить и признавать, что русская цивилизация имеет и всегда имела свой путь развития, нельзя забывать, что русская культура православная. Это позволяет избежать дальнейшей моральной деградации человека.

Современное общество пережило ряд трансформаций, оно нацелено на быструю социализацию, ученик не нуждается в чьей - либо помощи для выстраивания собственной картины мира, утрачена преемственность поколений. Теперь мировоззрение может быть любым, главное, чтоб оно соответствовало внешним рамкам закона. Можно добиться большого успеха, если ты соответствуешь требованиям современного общества. Меняется способ получения информации: современный человек перестал быть читателем книг, теперь мы читаем компьютерные тексты, а основной способ коммуникации стал электронным. Педагогика постмодерна не предлагает единого образа человека, не передается личный опыт. Утрачивается ведущая роль учителя, происходит ее замена на визуализацию процесса с помощью компьютера. Что же должно делать образование? Само слово дает ответ. Это прежде всего формирование образа нравственного человека, которым движут не только свои желания, но и понимание того, как должно быть. Историк и этнограф Лев Гумилев в своей работе "Конец и вновь начало" отмечает, что нация может быть жизнеспособной в том случае, если человек мыслит категорией "должно", современное общество мыслит категорией "хочу". Пока не произойдет пересмотр сложившихся ныне ценностей, все сложнее и сложнее говорить о благополучном существовании данного народа.

В сложившейся ситуации целесообразно ведущую роль отдать нравственному воспитанию подрастающего поколения. Ведь каждый человек сам определяет те законы, по которым существует. Необходимо развивать чувство долга и ответственности, преемственности - именно это дает возможность человеку чувствовать свою принадлежность к народу, своей стране и ее истории. Целесообразно более критично относиться к тому, что предлагают нам СМИ. Нужно поддерживать и поощрять те действия, стремления молодежи, которые формируют духовно-нравственное здоровье человека. Необходимо сохранять и популяризировать традиции.

За сохранение нравственности несут ответственность не только родители, но и те люди, которые своим личным поведением дают пример подрастающему поколению.

Технический прогресс всегда влечет за собой изменения в образе жизни людей. Но каким бы ни был прогресс, он не должен ставить под сомнение существование и верность ценностей, которые всегда назывались вечными.