Воспитание исследовательской культуры глазами студентов: результаты психологического исследования

Автор: Андреева Елена Дмитриевна
Дата публикации: 19.11.2003

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.
А. Дистервег

Владение исследовательской культурой - является необходимой характеристикой современного специалиста в области образования. Именно исследовательские умения необходимы современному педагогу, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.

В Некрасовском колледже есть учебный предмет "Основы исследовательской культуры", предназначенный для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям "Преподавание в начальных классах", "Иностранные языки", "Русский язык", направленный на обучение студентов исследовательским умениям и навыкам. Актуальность данного курса вытекает из квалификационных требований к выпускнику педагогического колледжа, который должен владеть основными исследовательскими умениями и навыками. Исследованию уровня исследовательской культуры у студентов и посвящена данная работа. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям, желающим содействовать развитию исследовательских умений и навыков у своих студентов.

Исследовательская культура - это совокупность способов освоения информационной реальности, освоенных человеком на определенном этапе своего развития. Исследовательскую культуру характеризуют следующие параметры:

  • умение определять тему исследования
  • умение использовать техники формулировки вопросов
  • умение формулировать исследовательские гипотезы
  • владение разнообразными способами отображения и фиксации информации
  • умение планировать исследование
  • умение работать с книгой
  • умение оформлять научно-исследовательскую работу
  • навык конспектирования и умение осуществлять планирование различного типа
  • знание основ представления результатов исследования
  • умение составлять план выступления
  • умение структурировать исследовательскую работу
  • умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования
  • знание основ анализа и оценки исследовательской работы.

Эти параметры являются обобщенными умениями. Обобщенные умения - это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Важное значение имеют также организационные умения, которые также отрабатываются в курсе "Основы исследовательской культуры"; это такие умения как:

  • планирование деятельности, определение ее цели
  • определение, анализ и реализация средств деятельности.

На отработку каждого параметра отводилось не одно занятие, а несколько. Из-за недостаточного количества времени невозможно отработать все эти параметры, поэтому курс и называется "Основы исследовательской культуры". Также на каждом занятии студенты работают со своей рабочей папкой (портфолио), в которой у них накапливается материал для написания исследовательской работы.

Психолого-педагогическое исследование "Уровень исследовательской культуры у студентов" проводилось в ноябре 2002 года среди студентов 2-ого курса СПВПУ № 1 им. Н.А. Некрасова.

Цель исследования - выявить уровень исследовательских умений и навыков у студентов 2-ого курса.

Ход исследования

Для диагностики исследовательских умений и навыков студентам была предложена методика "Незаконченные предложения, или Ваше отношение к исследовательской деятельности", состоящая из 23 вопросов.

Методика "Незаконченные предложения, или Ваше отношение к исследовательской деятельности".

Цель: исследование уровня владения исследовательскими умениями и навыками у студентов 2-ого курса.

Описание методики. Методика состоит из 23 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношения студентов 2-ого курса к тому или иному блоку исследовательских умений и навыков.

Порядок исследования. Испытуемым раздается бланк методики и предлагается закончить начатые предложения.

Инструкция: "Мы хотели бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формулировать свои мысли. На бланке приводится 23 незаконченных предложения. Прочитайте их и закончите, вписывая первую же пришедшую вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое - либо предложение, займитесь им позднее".

Бланк методики:

  1. Моя рабочая папка (портфолио) помогает мне в
  2. После защиты исследовательской работы в прошлом году я почувствовала, что
  3. По - моему мнению, когда говорят, что человек "обладает элементарными исследовательскими умениями" это значит, что он умеет
  4. Когда учитель предлагает законспектировать статью, я чувствую
  5. Студентам обычно нравится самостоятельно выполнять учебное задание потому, что
  6. Когда я выражаю свои мысли по поводу той или иной темы, я обычно
  7. Некоторые из моих друзей считают, что важно писать исследовательскую работу, заниматься исследовательской культурой потому, что
  8. Самое главное при работе с портфолио - это
  9. Успешная защита исследовательской работы зависит от
  10. Исследовательская культура - это
  11. Мне больше нравиться конспектировать
  12. Обычно мне приятнее выполнять задание учителя, когда
  13. Когда я читаю литературу по теме своей исследовательской работы, то я
  14. Некоторые из моих друзей считают, что не обязательно владеть навыками исследовательской культуры потому, что
  15. Когда я подбираю материалы, информацию к теме исследовательской работы я чувствую, что
  16. Во время защиты исследовательской работы я чувствовала, что
  17. Самое главное в курсе "Основы исследовательской культуры" - это
  18. Я смогу законспектировать содержание не только статьи, но и
  19. Когда я самостоятельно изучаю несложные учебные темы, то я
  20. Писать введение к исследовательской работе я начинаю с того, что
  21. Я считаю, что люди пишут научные труды потому, что
  22. Когда мне самому предстоит составить схему ответа на сложные вопросы, то я чувствую, что
  23. За 1,5 года изучения курса "Основы исследовательской культуры" я приобрела

Обработка данных

Все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится количественный анализ каждого предложения.

Ключ

№ п/п Шкалы № предложений
1. Организация материала 1, 8, 15
2. Представление научно-исследовательской работы на защите 2, 9, 16
3. Представления студентов об исследовательской культуре 3, 10, 17
4. Конспектирование материалов 4, 11, 18
5. Самостоятельность студентов в изучении курса, в исследовательской деятельности 5, 12, 19, 22
6. Склонность к анализу 6, 13, 20
7. Написание научно-исследовательской работы 7, 14, 21, 23

Данные по диагностике

Шкала № 1 "Организация материала"

1. Моя рабочая папка (портфолио) помогает мне в:

  • систематизации материалов - 21,2%
  • никак не помогает - 3,8%
  • изучении курса "ОИК" - 3,8%
  • при подготовке домашних заданий, к контрольным или проверочным заданиям - 19,2%
  • написании исследовательской работы - 52,0%

2. Самое главное при работе с портфолио - это:

  • систематизация материалов - 60,4%
  • не знаю - 3,8%
  • успевать делать все задания преподавателя - 13,5%
  • не потерять портфолио - 7,7%
  • уметь ориентироваться в портфолио - 14,6%

3. Когда я подбираю материалы, информацию к теме исследовательской работы я чувствую, что:

  • смогу это сделать - 20,3%
  • это трудно - 4,0%
  • это интересное задание - 13,0%
  • будет интересно рассказать друзьям о том, что прочел (прочла) - 10,7%
  • самое трудное впереди, предстоит много работы - 23,0%
  • устаю от этого занятия - 9,6%
  • ничего не чувствую - 3,8%
  • могу работать самостоятельно - 5,9%
  • смогу выбрать самое главное - 9,7%

Шкала № 2 "Представление научно-исследовательской работы на защите"

1. После защиты исследовательской работы в прошлом году я почувствовала, что:

  • узнала по теме больше - 44,1%
  • облегчение - 17,3%
  • надо дать почитать работу своим друзьям - 3,9%
  • мне будет легче писать исследовательскую работу в следующем году - 17,3%
  • стала самостоятельнее, увереннее в себе - 13,6%
  • нужно было готовиться лучше к защите, слушать советы преподавателя - 3,8%

2. Успешная защита исследовательской работы зависит от:

  • подготовки - 40,0%
  • владения материалом, знания темы - 28,5%
  • отношения студента к теме работы - 31,5%

3. Во время защиты исследовательской работы я чувствовала, что:

  • справилась с задачей, добилась цели - 8,0%
  • волнуюсь, боюсь, теряюсь, не могу сосредоточиться, нервничаю, не уверенна - 57,8%
  • знаю тему своей исследовательской работы - 7,8%
  • мне интересно рассказывать другим свою тему - 6,8%
  • становлюсь раскованнее - 8,0%
  • хорошо подготовлена - 5,8%
  • я ничего не знаю, так как ничего не делал (а) в течение года - 6,8%

Шкала № 3 "Представления студентов об исследовательской культуре"

1. По-моему мнению, когда говорят, что человек "обладает элементарными исследовательскими умениями" это значит, что он умеет:

  • работать с информацией, анализировать литературу, информацию - 51,9%
  • конспектировать - 26,9%
  • размышлять, отвечать на вопросы других людей - 21,2%

2. Исследовательская культура - это:

  • умение работать с текстом, читать научные тексты - 16,5%
  • изучение какой - либо темы - 47,3%
  • умение самостоятельно работать - 10,7%
  • конспектирование - 11,5%
  • важная дисциплина в колледже - 8,3%
  • трудно дается - 5,7%

3. Самое главное в курсе "Основы исследовательской культуры" - это:

  • уметь написать исследовательскую работу - 22,2%
  • конспектировать - 13,6%
  • понимающий преподаватель - 8,8%
  • защита исследовательской работы - 16,6%
  • умение работать с информацией, материалами - 18,5%
  • выполнять задания преподавателя сразу, не откладывая на потом, сдавать материалы вовремя - 20,3%

Шкала № 4 "Конспектирование материалов"

1. Когда учитель предлагает законспектировать статью, я чувствую:

  • смогу из статьи узнать что - то новое - 21,2%
  • это надо сделать кратко и быстро - 21,5%
  • лень, недовольство - 17,4%
  • это легкое задание - 22,6%
  • не успею сделать это задание - 17,3%

2. Мне больше нравиться конспектировать:

  • статьи, чем лекции - 53,8%
  • я больше узнаю из статьи - 3,8%
  • это интересно - 5,8%
  • лекции - 7,7%
  • самостоятельно - 8,8%
  • не нравится конспектировать - 11,5%
  • это легкое задание - 8,6%

3. Я смогу законспектировать содержание не только статьи, но и:

  • книги - 26,9%
  • лекции - 24,7%
  • текста - 28,8%
  • научно-исследовательской работы из научного журнала - 9,6%

Шкала № 5 "Самостоятельность студентов в изучении курса, в исследовательской деятельности"

1. Студентам обычно нравится самостоятельно выполнять учебное задание потому, что:

  • никто не мешает, можно сосредоточиться - 21,2%
  • становлюсь самостоятельной, ответственной - 24,6%
  • каждый может выразить свое мнение, свои мысли, это свобода и независимость - 38,8%
  • это интересное задание - 15,4%

2. Обычно мне приятнее выполнять задание учителя, когда:

  • оно интересно - 30,8%
  • знаком материал, по которому задано задание - 9,8%
  • не люблю выполнять задания учителя - 3,8%
  • оно задано на дом - 3,8%
  • помогает учитель - 21,2%
  • задание индивидуальное - 13,5%
  • четко объяснено задание - 3,8%
  • есть возможность получить "5" - 13,5%

3. Когда я самостоятельно изучаю несложные учебные темы, то я:

  • лучше их усваиваю - 44,6%
  • получаю удовольствие, чувствую уверенность в себе - 3,8%
  • нуждаюсь в дополнительной консультации преподавателя по данной теме - 19,6%
  • конспектирую их в тетрадь - 18,6%
  • пытаюсь изучить их глубже, чем требуется - 9,6%

4. Когда мне самому предстоит составить схему ответа на сложные вопросы, то я чувствую, что:

  • это сложно, но я справлюсь - 38,8%
  • я не смогу сделать этого сам (а), мне нужна помощь - 33,2%
  • придется долго поработать над этим заданием - 17,3%
  • есть возможность получить "5" - 4,9%
  • переживаю, нервничаю - 5,8%

Шкала № 6 "Склонность к анализу"

1. Когда я выражаю свои мысли по поводу той или иной темы, я обычно:

  • искренен - 9,6%
  • опираюсь на знания об этой теме - 20,8%
  • краснею, волнуюсь, нервничаю, путаюсь, смущаюсь - 35,8%
  • отстаиваю свое мнение до конца - 20,4%
  • уверенна, спокойно себя чувствую - 23,4%

2. Когда я читаю литературу по теме своей исследовательской работы, то я:

  • вникаю в содержание, отмечаю важные моменты, конспектирую - 51,9%
  • узнаю новое, интересное - 37,3%
  • получаю удовольствие - 7,0%
  • прихожу в отчаяние от написанного - 3,8%

3. Писать введение к исследовательской работе я начинаю с того, что:

  • пишу актуальность работы, цель, выражаю свои мысли - 42,7%
  • читаю литературе по теме, анализирую ее - 21,2%
  • конспектирую книгу - 26,5%
  • подбираю литературные источники - 9,6%

Шкала № 7 "Написание научно-исследовательской работы"

1. Некоторые из моих друзей считают, что важно писать исследовательскую работу, заниматься исследовательской культурой потому, что:

  • мы развиваем свой кругозор, мышление, исследовательские навыки - 46,2%
  • поможет в дальнейшем при обучении в колледже, в жизни - 25,0%
  • интересно, это возможность узнать новое - 11,5%
  • помогает разнообразить досуг - 1,9%
  • повышает самостоятельность - 9,6%
  • они так не считают - 5,8%

2. Некоторые из моих друзей считают, что не обязательно владеть навыками исследовательской культуры потому, что:

  • это не пригодится в жизни - 25,0%
  • они глупые, они сами не владеют исследовательскими навыками - 31,7%
  • им это не интересно - 5,8%
  • каждый человек от природы владеет исследовательскими умениями - 5,8%
  • они так не считают - 31,7%

3. Я считаю, что люди пишут научные труды потому, что:

  • это им нравится - 21,2%
  • интересно - 32,2%
  • необходимо для развития - 31,2%
  • приносит деньги - 1,9%
  • хотят поделиться знаниями, помочь обществу - 13,5%

4. За 1,5 года изучения курса "Основы исследовательской культуры" я приобрела:

  • опыт в написании научно-исследовательских работ - 24,2%
  • навык конспектирования - 18,5%
  • навык в задавании хороших вопросов - 7,7%
  • опыт исследования проблемы - 10,8%
  • навык оформления реферата - 18,5%
  • навык планирования деятельности - 3,8%
  • навык составления списка литературы - 6,9%
  • навык правильного чтения книги - 9,6%

Выводы

После получения результатов диагностики можно сделать следующие выводы.

Мы научили студентов:

  • пользоваться библиотекой для поиска литературных источников
  • грамотно оформлять список литературы
  • конспектировать книгу, статью
  • писать научно-исследовательскую работу
  • владеть графическими способами отображения информации
  • структурировать исследовательскую работу
  • формулировать тему для исследовательской работы
  • делать ссылки и оформлять их
  • использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования.

Но, необходимо обратить внимание на недостаточную сформированность таких умений, как:

  • умение оформлять выводы после каждой части исследовательской работы
  • умение быстро конспектировать лекции
  • умение быстро запоминать учебную информацию.

Также при обучении студентов необходимо использовать элементы развития исследовательских умений и навыков на обычных уроках (исследовательские разминки).

Примеры исследовательских упражнений - разминок

Регулярное их использование на различных уроках призвано "привить" у студентов вкус к исследовательской деятельности.

  1. Прочитать текст и составить тезисный план.
  2. Прочитать учебный текст и задать к нему по 1-2 вопроса разных типов.
  3. Прочитать текст и законспектировать его в графической форме.
  4. Прочитать текст и выделить в нем тезис и аргумент.

В Некрасовском колледже на протяжении уже двух лет преподается учебный предмет "Основы исследовательской культуры", цель которого - обучение студентов исследовательским умениям и навыкам. Как показывает практика, подобный предмет значительно повышает у студентов уверенность в написании курсовых работ на 4 курсе и компетентность в проведении психолого-педагогического исследования. Более того, как будущие педагоги, студенты создают для себя "копилку" исследовательских упражнений, которую они используют в последствие в различных видах педагогической практики, а выпускники колледжа - в профессиональной деятельности.