Воспитание исследовательской культуры глазами студентов: результаты психологического исследования
Автор: Андреева Елена Дмитриевна
Дата публикации: 19.11.2003
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.
А. Дистервег
Владение исследовательской культурой - является необходимой характеристикой современного специалиста в области образования. Именно исследовательские умения необходимы современному педагогу, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.
В Некрасовском колледже есть учебный предмет "Основы исследовательской культуры", предназначенный для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям "Преподавание в начальных классах", "Иностранные языки", "Русский язык", направленный на обучение студентов исследовательским умениям и навыкам. Актуальность данного курса вытекает из квалификационных требований к выпускнику педагогического колледжа, который должен владеть основными исследовательскими умениями и навыками. Исследованию уровня исследовательской культуры у студентов и посвящена данная работа. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям, желающим содействовать развитию исследовательских умений и навыков у своих студентов.
Исследовательская культура - это совокупность способов освоения информационной реальности, освоенных человеком на определенном этапе своего развития. Исследовательскую культуру характеризуют следующие параметры:
- умение определять тему исследования
- умение использовать техники формулировки вопросов
- умение формулировать исследовательские гипотезы
- владение разнообразными способами отображения и фиксации информации
- умение планировать исследование
- умение работать с книгой
- умение оформлять научно-исследовательскую работу
- навык конспектирования и умение осуществлять планирование различного типа
- знание основ представления результатов исследования
- умение составлять план выступления
- умение структурировать исследовательскую работу
- умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования
- знание основ анализа и оценки исследовательской работы.
Эти параметры являются обобщенными умениями. Обобщенные умения - это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Важное значение имеют также организационные умения, которые также отрабатываются в курсе "Основы исследовательской культуры"; это такие умения как:
- планирование деятельности, определение ее цели
- определение, анализ и реализация средств деятельности.
На отработку каждого параметра отводилось не одно занятие, а несколько. Из-за недостаточного количества времени невозможно отработать все эти параметры, поэтому курс и называется "Основы исследовательской культуры". Также на каждом занятии студенты работают со своей рабочей папкой (портфолио), в которой у них накапливается материал для написания исследовательской работы.
Психолого-педагогическое исследование "Уровень исследовательской культуры у студентов" проводилось в ноябре 2002 года среди студентов 2-ого курса СПВПУ № 1 им. Н.А. Некрасова.
Цель исследования - выявить уровень исследовательских умений и навыков у студентов 2-ого курса.
Ход исследования
Для диагностики исследовательских умений и навыков студентам была предложена методика "Незаконченные предложения, или Ваше отношение к исследовательской деятельности", состоящая из 23 вопросов.
Методика "Незаконченные предложения, или Ваше отношение к исследовательской деятельности".
Цель: исследование уровня владения исследовательскими умениями и навыками у студентов 2-ого курса.
Описание методики. Методика состоит из 23 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношения студентов 2-ого курса к тому или иному блоку исследовательских умений и навыков.
Порядок исследования. Испытуемым раздается бланк методики и предлагается закончить начатые предложения.
Инструкция: "Мы хотели бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формулировать свои мысли. На бланке приводится 23 незаконченных предложения. Прочитайте их и закончите, вписывая первую же пришедшую вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое - либо предложение, займитесь им позднее".
Бланк методики:
- Моя рабочая папка (портфолио) помогает мне в
- После защиты исследовательской работы в прошлом году я почувствовала, что
- По - моему мнению, когда говорят, что человек "обладает элементарными исследовательскими умениями" это значит, что он умеет
- Когда учитель предлагает законспектировать статью, я чувствую
- Студентам обычно нравится самостоятельно выполнять учебное задание потому, что
- Когда я выражаю свои мысли по поводу той или иной темы, я обычно
- Некоторые из моих друзей считают, что важно писать исследовательскую работу, заниматься исследовательской культурой потому, что
- Самое главное при работе с портфолио - это
- Успешная защита исследовательской работы зависит от
- Исследовательская культура - это
- Мне больше нравиться конспектировать
- Обычно мне приятнее выполнять задание учителя, когда
- Когда я читаю литературу по теме своей исследовательской работы, то я
- Некоторые из моих друзей считают, что не обязательно владеть навыками исследовательской культуры потому, что
- Когда я подбираю материалы, информацию к теме исследовательской работы я чувствую, что
- Во время защиты исследовательской работы я чувствовала, что
- Самое главное в курсе "Основы исследовательской культуры" - это
- Я смогу законспектировать содержание не только статьи, но и
- Когда я самостоятельно изучаю несложные учебные темы, то я
- Писать введение к исследовательской работе я начинаю с того, что
- Я считаю, что люди пишут научные труды потому, что
- Когда мне самому предстоит составить схему ответа на сложные вопросы, то я чувствую, что
- За 1,5 года изучения курса "Основы исследовательской культуры" я приобрела
Обработка данных
Все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится количественный анализ каждого предложения.
Ключ
№ п/п | Шкалы | № предложений |
1. | Организация материала | 1, 8, 15 |
2. | Представление научно-исследовательской работы на защите | 2, 9, 16 |
3. | Представления студентов об исследовательской культуре | 3, 10, 17 |
4. | Конспектирование материалов | 4, 11, 18 |
5. | Самостоятельность студентов в изучении курса, в исследовательской деятельности | 5, 12, 19, 22 |
6. | Склонность к анализу | 6, 13, 20 |
7. | Написание научно-исследовательской работы | 7, 14, 21, 23 |
Данные по диагностике
Шкала № 1 "Организация материала"
1. Моя рабочая папка (портфолио) помогает мне в:
- систематизации материалов - 21,2%
- никак не помогает - 3,8%
- изучении курса "ОИК" - 3,8%
- при подготовке домашних заданий, к контрольным или проверочным заданиям - 19,2%
- написании исследовательской работы - 52,0%
2. Самое главное при работе с портфолио - это:
- систематизация материалов - 60,4%
- не знаю - 3,8%
- успевать делать все задания преподавателя - 13,5%
- не потерять портфолио - 7,7%
- уметь ориентироваться в портфолио - 14,6%
3. Когда я подбираю материалы, информацию к теме исследовательской работы я чувствую, что:
- смогу это сделать - 20,3%
- это трудно - 4,0%
- это интересное задание - 13,0%
- будет интересно рассказать друзьям о том, что прочел (прочла) - 10,7%
- самое трудное впереди, предстоит много работы - 23,0%
- устаю от этого занятия - 9,6%
- ничего не чувствую - 3,8%
- могу работать самостоятельно - 5,9%
- смогу выбрать самое главное - 9,7%
Шкала № 2 "Представление научно-исследовательской работы на защите"
1. После защиты исследовательской работы в прошлом году я почувствовала, что:
- узнала по теме больше - 44,1%
- облегчение - 17,3%
- надо дать почитать работу своим друзьям - 3,9%
- мне будет легче писать исследовательскую работу в следующем году - 17,3%
- стала самостоятельнее, увереннее в себе - 13,6%
- нужно было готовиться лучше к защите, слушать советы преподавателя - 3,8%
2. Успешная защита исследовательской работы зависит от:
- подготовки - 40,0%
- владения материалом, знания темы - 28,5%
- отношения студента к теме работы - 31,5%
3. Во время защиты исследовательской работы я чувствовала, что:
- справилась с задачей, добилась цели - 8,0%
- волнуюсь, боюсь, теряюсь, не могу сосредоточиться, нервничаю, не уверенна - 57,8%
- знаю тему своей исследовательской работы - 7,8%
- мне интересно рассказывать другим свою тему - 6,8%
- становлюсь раскованнее - 8,0%
- хорошо подготовлена - 5,8%
- я ничего не знаю, так как ничего не делал (а) в течение года - 6,8%
Шкала № 3 "Представления студентов об исследовательской культуре"
1. По-моему мнению, когда говорят, что человек "обладает элементарными исследовательскими умениями" это значит, что он умеет:
- работать с информацией, анализировать литературу, информацию - 51,9%
- конспектировать - 26,9%
- размышлять, отвечать на вопросы других людей - 21,2%
2. Исследовательская культура - это:
- умение работать с текстом, читать научные тексты - 16,5%
- изучение какой - либо темы - 47,3%
- умение самостоятельно работать - 10,7%
- конспектирование - 11,5%
- важная дисциплина в колледже - 8,3%
- трудно дается - 5,7%
3. Самое главное в курсе "Основы исследовательской культуры" - это:
- уметь написать исследовательскую работу - 22,2%
- конспектировать - 13,6%
- понимающий преподаватель - 8,8%
- защита исследовательской работы - 16,6%
- умение работать с информацией, материалами - 18,5%
- выполнять задания преподавателя сразу, не откладывая на потом, сдавать материалы вовремя - 20,3%
Шкала № 4 "Конспектирование материалов"
1. Когда учитель предлагает законспектировать статью, я чувствую:
- смогу из статьи узнать что - то новое - 21,2%
- это надо сделать кратко и быстро - 21,5%
- лень, недовольство - 17,4%
- это легкое задание - 22,6%
- не успею сделать это задание - 17,3%
2. Мне больше нравиться конспектировать:
- статьи, чем лекции - 53,8%
- я больше узнаю из статьи - 3,8%
- это интересно - 5,8%
- лекции - 7,7%
- самостоятельно - 8,8%
- не нравится конспектировать - 11,5%
- это легкое задание - 8,6%
3. Я смогу законспектировать содержание не только статьи, но и:
- книги - 26,9%
- лекции - 24,7%
- текста - 28,8%
- научно-исследовательской работы из научного журнала - 9,6%
Шкала № 5 "Самостоятельность студентов в изучении курса, в исследовательской деятельности"
1. Студентам обычно нравится самостоятельно выполнять учебное задание потому, что:
- никто не мешает, можно сосредоточиться - 21,2%
- становлюсь самостоятельной, ответственной - 24,6%
- каждый может выразить свое мнение, свои мысли, это свобода и независимость - 38,8%
- это интересное задание - 15,4%
2. Обычно мне приятнее выполнять задание учителя, когда:
- оно интересно - 30,8%
- знаком материал, по которому задано задание - 9,8%
- не люблю выполнять задания учителя - 3,8%
- оно задано на дом - 3,8%
- помогает учитель - 21,2%
- задание индивидуальное - 13,5%
- четко объяснено задание - 3,8%
- есть возможность получить "5" - 13,5%
3. Когда я самостоятельно изучаю несложные учебные темы, то я:
- лучше их усваиваю - 44,6%
- получаю удовольствие, чувствую уверенность в себе - 3,8%
- нуждаюсь в дополнительной консультации преподавателя по данной теме - 19,6%
- конспектирую их в тетрадь - 18,6%
- пытаюсь изучить их глубже, чем требуется - 9,6%
4. Когда мне самому предстоит составить схему ответа на сложные вопросы, то я чувствую, что:
- это сложно, но я справлюсь - 38,8%
- я не смогу сделать этого сам (а), мне нужна помощь - 33,2%
- придется долго поработать над этим заданием - 17,3%
- есть возможность получить "5" - 4,9%
- переживаю, нервничаю - 5,8%
Шкала № 6 "Склонность к анализу"
1. Когда я выражаю свои мысли по поводу той или иной темы, я обычно:
- искренен - 9,6%
- опираюсь на знания об этой теме - 20,8%
- краснею, волнуюсь, нервничаю, путаюсь, смущаюсь - 35,8%
- отстаиваю свое мнение до конца - 20,4%
- уверенна, спокойно себя чувствую - 23,4%
2. Когда я читаю литературу по теме своей исследовательской работы, то я:
- вникаю в содержание, отмечаю важные моменты, конспектирую - 51,9%
- узнаю новое, интересное - 37,3%
- получаю удовольствие - 7,0%
- прихожу в отчаяние от написанного - 3,8%
3. Писать введение к исследовательской работе я начинаю с того, что:
- пишу актуальность работы, цель, выражаю свои мысли - 42,7%
- читаю литературе по теме, анализирую ее - 21,2%
- конспектирую книгу - 26,5%
- подбираю литературные источники - 9,6%
Шкала № 7 "Написание научно-исследовательской работы"
1. Некоторые из моих друзей считают, что важно писать исследовательскую работу, заниматься исследовательской культурой потому, что:
- мы развиваем свой кругозор, мышление, исследовательские навыки - 46,2%
- поможет в дальнейшем при обучении в колледже, в жизни - 25,0%
- интересно, это возможность узнать новое - 11,5%
- помогает разнообразить досуг - 1,9%
- повышает самостоятельность - 9,6%
- они так не считают - 5,8%
2. Некоторые из моих друзей считают, что не обязательно владеть навыками исследовательской культуры потому, что:
- это не пригодится в жизни - 25,0%
- они глупые, они сами не владеют исследовательскими навыками - 31,7%
- им это не интересно - 5,8%
- каждый человек от природы владеет исследовательскими умениями - 5,8%
- они так не считают - 31,7%
3. Я считаю, что люди пишут научные труды потому, что:
- это им нравится - 21,2%
- интересно - 32,2%
- необходимо для развития - 31,2%
- приносит деньги - 1,9%
- хотят поделиться знаниями, помочь обществу - 13,5%
4. За 1,5 года изучения курса "Основы исследовательской культуры" я приобрела:
- опыт в написании научно-исследовательских работ - 24,2%
- навык конспектирования - 18,5%
- навык в задавании хороших вопросов - 7,7%
- опыт исследования проблемы - 10,8%
- навык оформления реферата - 18,5%
- навык планирования деятельности - 3,8%
- навык составления списка литературы - 6,9%
- навык правильного чтения книги - 9,6%
Выводы
После получения результатов диагностики можно сделать следующие выводы.
Мы научили студентов:
- пользоваться библиотекой для поиска литературных источников
- грамотно оформлять список литературы
- конспектировать книгу, статью
- писать научно-исследовательскую работу
- владеть графическими способами отображения информации
- структурировать исследовательскую работу
- формулировать тему для исследовательской работы
- делать ссылки и оформлять их
- использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования.
Но, необходимо обратить внимание на недостаточную сформированность таких умений, как:
- умение оформлять выводы после каждой части исследовательской работы
- умение быстро конспектировать лекции
- умение быстро запоминать учебную информацию.
Также при обучении студентов необходимо использовать элементы развития исследовательских умений и навыков на обычных уроках (исследовательские разминки).
Примеры исследовательских упражнений - разминок
Регулярное их использование на различных уроках призвано "привить" у студентов вкус к исследовательской деятельности.
- Прочитать текст и составить тезисный план.
- Прочитать учебный текст и задать к нему по 1-2 вопроса разных типов.
- Прочитать текст и законспектировать его в графической форме.
- Прочитать текст и выделить в нем тезис и аргумент.
В Некрасовском колледже на протяжении уже двух лет преподается учебный предмет "Основы исследовательской культуры", цель которого - обучение студентов исследовательским умениям и навыкам. Как показывает практика, подобный предмет значительно повышает у студентов уверенность в написании курсовых работ на 4 курсе и компетентность в проведении психолого-педагогического исследования. Более того, как будущие педагоги, студенты создают для себя "копилку" исследовательских упражнений, которую они используют в последствие в различных видах педагогической практики, а выпускники колледжа - в профессиональной деятельности.