Образ педколледжа в образовательном пространстве России и актуальность концепции практического образования

Автор: Загашев Игорь Олегович
Дата публикации: 22.10.2014

Проблема самоидентификации педагогического колледжа не такая однозначная, как может показаться на первый взгляд. В каких информационных условиях мы работаем?

Если следовать Болонскому процессу, то мы должны войти в структуру какого-либо вуза, как правило, гуманитарной направленности, стать его структурным элементом, следовать общей образовательной программе уровня бакалавра, то есть, предоставляя максимально практическое образование, необходимое для того, чтобы начать преподавать в общеобразовательном учреждении. Но на данный момент мы итак это делаем без вхождения в структуру вуза и процент выпускников, идущих в школу в несколько раз превышает тот процент, который представляет вуз. Считается, что мы не призваны готовить специалистов для старшего звена: 10-11 класс, но - опять же - по факту наши выпускники работают и в этом звене.

То есть, сохраняя специфику жесткой практикоориентированности, мы, в общем и целом, обеспечиваем потребности пусть не гимназического, но обычного среднего образования.

Наши студенты

Наши абитуриенты не склонны к освоению теоретических дисциплин: об этом говорят их аттестаты, но более 60% из них поступили в колледж с дальнейшей целью поступления в вуз. И 97% продолжают свое образование в вузах, - в основном в тех, с которыми у нас заключен договор. В основном, это обучение происходит на платной основе, что приводит наших выпускников к необходимости работать, совмещая работу и учебу. Основной их мотив не получение педагогического образования: они понимают, что они его фактически получили, а получение диплома о высшем образовании, которое дает определенные карьерные преимущества не только в образовательных учреждениях.

Что касается наших преподавателей, то 30-50% из них имели или имеют опыт работы в вузах, но - и это их объединяет со школьными учителями - не склонны заниматься исследовательской, научной деятельностью, публиковать свои наработки. Если вузовские преподаватели ориентированы на обобщение, поиск закономерностей, систематизацию, то преподаватели колледжа видят в этом мало ценности и сосредоточены на разработке методических комплексов и апробации конкретных приемов, методов и форм работы. Если исследовательская работа вуза отвечает на вопросы: "Почему?" и "Что?", то преподаватели колледжа заинтересованы в ответе на вопрос: "Как?". Если вуз занимается теоретическими построениями, то колледж сосредоточен на практической стороне образования.

Концепция практического образования

Именно поэтому особенностью образа педагогического колледжа (в некотором смысле "брэндом") может быть концепция практического образования, существенными характеристиками которого являются: проведение действенных (а не "срезовых") исследований.