Проблема духовно-нравственного развития учащихся с точки зрения содержания понятий "нравственность" и "духовность"

Автор: Машевский Алексей Геннадьевич
Дата публикации: 22.10.2014

К ключевым понятиям, обсуждаемым на данной конференции, относятся "духовность" и "нравственность". Лишь определившись с ними, можно говорить о духовно-нравственном воспитании личности.

Начнем с духовности. "Дух есть сущее как субъект воли и носитель блага", - указывает Владимир Соловьев (1, с. 252). Современный исследователь А. Лысков конкретизирует: "Духовность - это нравственно ориентированная воля и разум человека" (2, с. 40). Возражений нет, только трудно работать с определениями, скорее затемняющими, чем проясняющими определяемое. Быть может, честнее поступал Александр Мень, в разговоре о духовности избегавший точных формулировок: "Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. ... само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы" (3).

Действительно, духовность неотделима от свободы, и даже точнее: от свободы выбора, которая связана с рефлексией. На принципиальное значение рефлексии как определяющего свойства человека указывал еще Тейяр де Шарден (4, с. 137). Рефлексия и свобода выбора с неизбежностью предполагают оценку совершаемого, вытекающую из представлений о ценности или смысловой предпочтительности, причем не ситуативно-субъективной, а системной, всеобщей. Животное, естественно, тоже производит оценку ситуации. Но, как и в случае с "языком" зверей и птиц, в котором подаваемые и принимаемые сигналы неотторжимы от конкретных вызывающих их событий, "оценка" братьев наших меньших всегда прикреплена к самим этим событиям. Реакция имманентна вызвавшим ее обстоятельствам. Рефлексия отсутствует, потому что, для того чтобы она заработала, необходимо выйти за пределы непосредственно данного, как бы посмотреть со стороны на тот жизненный поток, в котором ты пребываешь. Человеческая оценка отличается тем, что она до какой-то степени трансцендентна как переживаемому событию, так и субъекту переживания. В отличие от животных мы обречены на как бы расслаивающееся бытие. Это расслоение, этот дуализм каждого человеческого существа выражается в том, что помимо естественного мира оно пребывает еще и в смысловом. Вот эту-то особенность и следует называть духовностью.

Итак, духовность - это способность и неустранимая потребность, присущая исключительно человеку, помимо физического пространства пребывать еще в одном, для него совершенно реальном, - в смысловом пространстве, "рельеф" которого и определяет систему ценностей индивида.

Тем самым духовность человека непосредственно связана с его вхождением в национальную и общечеловеческую культуру, с расширением поля рефлексии. Поэтому способствовать духовному формированию личности может любая требующая рефлективности практика, которая задается как учебной, так и внеучебной деятельностью.

Нравственность связана с духовностью, но не тождественна ей. Совершивший неблаговидный поступок оценивается нами как человек безнравственный, однако, нельзя сказать, что он бездуховен. Попробуем остановиться на самоочевидном, так сказать "детском" определении: нравственность - это способность и внутренняя потребность поступать правильно. Хочу подчеркнуть: внутренняя, следовательно, свободно определяемая личностью потребность.

Существующие этические системы разделяются, в соответствии с тем, в чем они видят источник высших ценностей, на теономные (источник трансцендентен, это Бог или Сверхчувственное), гетерономные (источником ценностей здесь выступают другие люди или общество в целом) и автономные (источник ценностей ищется в самом человеке).

При внимательном анализе оказывается, что гетерономные этические системы могут обсуждать лишь внешние, диктуемые обществом регуляторы поведения человека. В сущности, действия человека в этом случае нельзя назвать свободными, следовательно, и нравственными.

Что же касается систем автономной этики, то они так или иначе редуцируются к теономным или гетерономным. В сущности лишь теономная этика представляется единственно адекватной тому определению, которое мы дали нравственности. Ведь способность поступать правильно предполагает способность знать Истину во всей ее полноте. Иначе, если наше знание будет неполным, мы, даже питая самые добрые намерения, можем впасть в грех.

Наше сознание ограничено природой самого нашего сознания. Всеведеньем обладает лишь Тот, кто не ограничен Природой. Согласно Канту, все, что выходит за пределы априорных форм чувственности, недоступно человеческому разуму. Но парадокс в том, что нас более всего как раз и интересует то, до чего мы не в состоянии "дотянуться". Попытка осуществить связь с тем, чего для нас нет, но что мы подозреваем в существовании (а как ЭТО именовать, не суть важно: Бог, Проведение, Сверхчувственное), называется трансцендированием и составляет суть любой веры. Человек - этически ориентированное существо. Но для того, чтобы быть этичным, он нуждается в помощи Того, кому доступна полнота Истины.

Какие следствия вытекают из подобного круга представлений о нравственных основах жизни человека применительно к интересующей нас проблеме воспитания?

Во-первых, очевидно, что нравственность базируется на широком, универсалистском подходе к миру, на стремлении воспринимать свою жизнь и жизнь общества целостно. Поэтому формирование целостного культурного мировоззрения является необходимой составляющей духовно-нравственного развития.

Во-вторых, этическая позиция требует от человека свободного самоопределения, предполагающего способность понимать альтернативные точки зрения и нести ответственность за избираемый путь. Тем самым духовно-нравственное развитие невозможно без воспитания толерантности, проявляющейся в признании ценности иных подходов и принципов.

В-третьих, поскольку источником ценностных представлений выступает трансцендентное, то сама наша способность к моральному выбору обусловлена не только установкой личности, но и тем, что в религиозной традиции называется благодатью, не зависящей от человеческих усилий или намерений. Поэтому окажется ли личность способной в каждом конкретном случае к нравственному или безнравственному поступку в конечном итоге не зависит от воспитательных стратегий.

В-четвертых, в силу связанности нравственного чувства с трансцендированием, с обращением к высшему уровню бытия, следует иметь в виду, что любая внешняя оценка его наличия или отсутствия - гадательна. Оценке может быть подвергнута только вторая сторона нравственного поля личности: широта взгляда на мир, универсальность интересов, способность мыслить интегративно, рефлектировать.

Нравственность нельзя воспитать как нельзя воспитать в человеке любовь или веру. Можно лишь создать благоприятные условия для их становления. А вот духовность, связанную со способностью ориентироваться в смысловом пространстве культуры, развить можно.

Список литературы

  1. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т., М., 1988, Т. 2.
  2. Лысков А.П. Человек. Путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии. М., 1997.
  3. Мень А. О духовности.
  4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 137.