Роль традиционной народной культуры в патриотическом воспитании студентов педагогического колледжа

Автор: Насонова Галина Александровна
Дата публикации: 22.10.2014

Мы живем в сложное время, связанное с коренными изменениями в окружающей действительности, с попытками подмены шкалы жизненных ценностей. Радио, телевидение и интернет круглосуточно представляют не лучшие образцы музыкальной культуры, пропагандируют музыку низкого качества, наносящую вред психике подростка. Преподаватели и руководители творческих коллективов должны помочь своим ученикам на примерах истинных образцов высокого искусства понять всю ложность и сиюминутность современной массовой культуры. Музыка - искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она, музыка, может играть громадную роль в становлении духовного мира детей и подростков.

Народное искусство - базовая часть культурного достояния любого народа, а народное музыкальное творчество является первоосновой всей музыкальной культуры нации. Народная песня - это неиссякаемый родник народного таланта. В ней отражается характер народа, его думы и чувства, быт и труд - вся его жизнь в бесчисленных ее проявлениях.

В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие традиционной народной культуры на человека. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявляются такие негативные качества, как: равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважение к своему народу, к его культуре, к родному языку, к традициям.

Патриотизм - это любовь к отечеству, к родной земле, к своей истории и культуре. Патриотизм, как моральный принцип, как социальное и нравственное качество заключает в себе любовь к Родине, к родным местам, языку; знание истории своей Родины и уважение к ней, почитание традиций и обычаев своего народа.

Нравственно-патриотические традиции воспитания в русской культуре уходят далеко в глубь тысячелетий. Цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, которого можно достичь, только опираясь на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. В нравственном воспитании он главное место отводил патриотизму. В русских былинах и исторических песнях воспеты характерные черты русского человека: служение Матери-земле, гордость и независимость, честность, храбрость, чувство собственного достоинства. Образы национальных героев своей яркостью, силой, героизмом, естественностью и красотой оказывают огромное влияние на эмоциональный мир детей, их чувства, переживания и являются действенным средством развития патриотических чувств, таких как, гордость за свой народ, за его героическое прошлое. Воспитывать патриотизм и уважение к традициям поколений необходимо с детского возраста, обращаясь для этого к опыту "народной педагогики", отражённому в искусстве и творчестве народа.

Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой, осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви. Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, отточенная традиционная пластика - все это способствует воспитанию чувства красоты, позволяет прививать осознанное бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.

Талант и педагогический гений народа нашли своё отражение в народных сказках, в тысячах мудрых пословиц, поговорок и, конечно, в народной песне. Народ - талантливый педагог-мыслитель, и созданные его гением фольклорные произведения - это богатейшая сокровищница бесценного наследия вообще, а педагогического в особенности. Именно по этой причине в колледже открыта специализация "Руководитель детского музыкально-фольклорного объединения" и создан ансамбль русской песни "Светлица", который успешно выступает на разных концертных площадках Санкт-Петербурга и России.

"Русская песня - русская история", - говорил М.Горький, поэтому, изучая и пропагандируя народную песню, студенты познают сами и знакомят других с историей своего народа.

Начиная с рождения, человек познавал опыт поколений. Колыбельные песни успокаивали малыша, погружая его в мир чудных мелодий и текстов.

Благотворно действуют на ребёнка ласковые слова, напеваемые бабушкой, мамой или сестрой. Я уверена в том, что будущие воспитатели и мамы должны знать жанр колыбельных песен и уметь их исполнять.

Скороговорки - это народная логопедия, и, напевно интонируемые, они развивают у детей и подростков дикцию, музыкальный слух, чувство ритма и речь. Для будущего учителя и воспитателя важно иметь чёткую дикцию и правильную артикуляцию.

Хороводные песни, плясовые и свадебные требуют хорошего дыхания, "опоры" звука, работа над ними способствует укреплению цепного дыхания. Многие выпускники колледжа, занимающиеся народным пением, осознают и отмечают значимость и важность занятий в ансамбле "Светлица" для их будущей профессии.

Исполнение народной песни преображает человека. Удивительные по красоте русские народные лирические песни учат студентов пониманию прекрасного, пробуждают желание слушать и исполнять народную музыку. Образы природы в лирических и свадебных песнях олицетворяют душевную красоту девушек и юношей. Ласково и нежно называют в песне девушку: лебёдушка, пава, берёзонька, рябинушка, голубка. К сожалению, пошлые тексты большинства современных песен разрушают идеал внутренней красоты русской женщины.

Патриотизм - это знание истории своего народа и почитание его обычаев и традиций. В течение сорока лет я в своей педагогической практике опираюсь на репертуар, почерпнутый из неиссякаемого родника народной песни, которая помогает развивать эмоциональную, духовную и даже физическую сторону личности студентов. Но самое главное для меня - это пробуждение у студентов любви к нашему великому русскому народу и его богатейшей культуре. Я уверена в том, что только через любовь к отечеству, к традициям они научатся уважать также обычаи и традиции других народов.