Возможные угрозы современной медиасреды как ключевого аспекта современной воспитательной системы и информационная безопасность в контексте ФГОС

Автор: Болтунова Ирина Владимировна, Дымова Лада Александровна
Дата публикации: 22.10.2014

В современных условиях огромное значение придается качеству образования, повышению уровня знаний выпускаемых специалистов самых разных областей. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах.

В области профессионального образования происходят большие изменения. Новые технологии активно влияют на процесс обучения и воспитания современного специалиста. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), а следовательно, и в Некрасовском педагогическом колледже этому уделяется особое внимание.

Перед современным специалистом стоит непростая задача реализации воспитательных целей. Новые образовательные стандарты ориентированы на компетентностный подход, и в них отражены аспекты духовно-нравственного воспитания; но с другой стороны, современная социальная реальность - это конфликт нравственных ценностей.

Развитие технологий привело к появлению принципиально новой информационно-коммуникационной среды. Современная медиасфера является важнейшей частью инфраструктуры современного общества. Сеть Интернет, как наиболее значимый её сегмент, стала эффективной средой для осуществления массовой коммуникации, которая "отличается от прежних информационно-коммуникационных сред расширенными возможностями в представлении информации за счет мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности" (1). Более всего Интернет популярен в молодежной среде, поэтому следует активно использовать его возможности в воспитательных целях. Для молодежи виртуальный мир - это развлечение, сфера общения, источник информации и, наконец, площадка для создания собственного контента.

Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь децентрализовано - на своем сайте каждый волен представлять любую информацию. Глобальная сеть также предоставляет возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации - возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам. Также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность "существовать" в другой физической и моральной оболочке.

У Интернет коммуникации есть и свои минусы. При всей масштабности сведений, имеющихся в сети, они носят плохо структурированный и бессистемный характер. При отсутствии навыков работы с поисковыми машинами блуждания в сети могут занимать массу времени и не иметь позитивного результата. Кроме того, большинство информации в Интернете имеет вторичный характер, что затрудняет процесс получения достоверной и объективной информации.

Обычное собирание информации в Интернете теперь грозит вторжением в частную жизнь; не остается закрытых тем, что разрушает приватную сферу жизни человека.

Интернет становится негативным фактором и при возникновении виртуальной зависимости. Среди её видов ученые выделяют зависимость от онлайновых игр, а также от общения с помощью социальных сетей, электронной почты и мгновенных сообщений.

Очевидно, что современная медиасреда оказывает непосредственное влияние на воспитание человека, поэтому нельзя недооценивать ее значение.

Важной педагогической задачей является подготовка развивающейся личности к тому, что не всякая информация, не всякое знание во благо, и воспитание в ней иммунитета против информационной агрессии и информационного иждивенчества. В формуле информационной безопасности воспитуемого (а эта безопасность становится все более существенным фактором!) самая важная часть - это его ценностные ориентации, его личностные смыслы, его готовность и его прилежность в следовании элементарным нормам самосохранения (2).

Информационная безопасность - совокупность мер по защите информационной среды общества и человека (3). Информационная безопасность организации- целенаправленная деятельность ее органов и должностных лиц с использованием разрешенных сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающая её нормальное функционирование и динамичное развитие. (4). Основными целями обеспе­чения информационной безо­пасности в рамках ФГОС являются обеспечение учащихся нашего колледжа достоверной и пол­ной информацией, оказывающей положительное влияние на воспитание специалиста, а также правовая защита учащихся при получении, распространении и исполь­зовании информации.

К объектам, которым следует обеспечить информационную безопасность, относятся: информационная инфраструктура колледжа (информационные коммуникации, центр анализа и обработки дан­ных, средства защиты информации); права учащихся на получение, распространение и использование информации.

Информационные угрозы безопасности информации можно разделить на преднамеренные и случайные.

Преднамеренные угрозы, которые часто называют несанкционирован­ным доступом, связаны с дейст­виями человека, причинами которых могут быть самоутвержде­ние, материальный интерес, развлечение и т.д. Приведем также ряд типичных преднамеренных угроз: несанкционированный доступ к доку­ментам и файлам (просмотр и копирование данных), хищение и уничтожение инфор­мации; распространение компьютерных вирусов. Что касается случайных информационных угроз, то это могут быть ошибки пользователя, сбои аппаратуры, непредвиденные обстоятельства. Наиболее же серьезная опасность исходит от компьютерных вирусов.

К методам защиты от преднамеренных инфор­мационных угроз, которые применяются для усиления воспитательного воздействия, относятся ограничение доступа к информа­ции, шифрование данных, контроль до­ступа к компьютеру.

В современном мире медиасреда оказывает огромное влияние на умы молодежи. Медиапространство таит в себе всевозможные угрозы, учитывая и нейтрализуя которые, можно осуществить положительное воспитательное воздействие на будущих специалистов. Поэтому при воспитании современного специалиста в Некрасовском колледже, где реализуются положения ФГОС, информационной безопасности уделяется особое внимание, ведь без воспитания невозможно образование.