Формирование толерантной среды колледжа через проектную деятельность

Автор: Сапегина Ольга Сергеевна
Дата публикации: 22.10.2014

Одна из острых проблем в учебных заведениях, да и в обществе в целом - это проблема культуры общения. Искусство общения - это дар, и ему нужно учиться.

Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. "Толерантность" - то понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной системе воспитания. Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты: способность к сочувствию, сопереживанию.

Согласно новому образовательному стандарту целью обучения становится формирование компетенций, общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений, что составляет общекультурное и личностное развитие учащихся.

Важность патриотического воспитания через проектную деятельность объясняется тем, что нравственные постулаты закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся.

В рамках проекта "Лингвострановедческий клуб" (рук. Абазовик Е.В., Товпинец А.Н.) преподавателями отделения иностранных языков Некрасовского колледжа были организованы и проведены внеклассные и внеучебные мероприятия, способствующие формированию и развитию толерантной и патриотической среды колледжа.

"ВЕЧЕР ДРУЖБЫ"

Цель мероприятия - формирование нравственного, патриотического и толерантного воспитания; создание условий для обмена опытом с иностранными студентами.

В "Вечерах Дружбы" принимали участие студенты 3, впоследствии 4 курсов ГОУ СПО Некрасовского педколледжа № 1, а также студенты Университета им. Герцена, изучающие русский язык в качестве иностранного. С 2007 года эти встречи с иностранными студентами стали традицией колледжа.

В 2008 году мероприятие проводилось в форме мини-конференции, в ходе которой обсуждались следующие вопросы: молодежная политика; проблемы молодежи (досуг, обучение, трудоустройство, жильё), проблемная молодежь; национальный состав страны - отношение к другим национальностям; вопрос религии у молодежи - дань моде или внутренняя потребность; шовинизм - патриотизм; проблема отцов и детей, воспитательные традиции в семье; национальные традиции (что сохранилось, что появилось нового).

В 2009 году - мероприятие осветило такие аспекты, как заграничные поездки наших творческих коллективов, сотрудничество с детской деревней "SOS", 65-летие со дня снятия Блокады. Была проведена дискуссия с иностранными коллегами на предмет соответствия нашего восприятия их родных стран с реальностью. О своей Родине нам рассказывали студенты из Японии, Кореи, Америки, Венгрии, Финляндии, Египта, Турции.

"ФРАНЦУЗСКИЙ САЛОН"

Во внеклассном мероприятии принимали участие студенты 2-5 курсов отделения иностранных языков, изучающие французский язык в качестве основного иностранного языка и второго ин.яз.

Выбор формы внеклассного мероприятия "Французский салон" - кафе-концерт - обусловлен существованием традиционных концертных кафе, которые появились в Париже в 18 веке и объединяли в себе концертный зал и маленькое кафе, публика наслаждалась представлением концертных номеров различных жанров, таких, как романсы, оперы, оперетты, популярные музыкальные исполнения.

"Французский салон" - это попытка объединить французскую прозу и поэзию, французский юмор и музыку, эпоху Средневековья и современность.

Цель данного мероприятия - формирование эстетического воспитания, одной из важнейших задач которого является: подготовка студента к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка; интеграция полученных знаний по французскому языку на разных этапах обучения, формирование социо-культурной компетенции, формирование толерантного воспитания через восприятие культурных традиций страны изучаемого языка.

Открывают "Французский салон" студенты 5 курса отрывком "Любовный напиток" из средневекового куртуазного романа "Тристан и Изольда" в форме театральной постановки. Далее следует инсценировка и исполнение песни "Корнишоны" Нино Ферре студентами 4,5 курсов. Зрители могут оценить французский юмор, увидев мини-сценки "В офисе", "Машина", "Урок музыки", "В зоопарке", "Слепая", "Вступительный экзамен в педагогический колледж". Вся прелесть французской поэзии двух поэтов-символистов Жака Превера и Поля Верлена звучит в исполнении студентов, которые прочтут также свои авторские переводы стихотворений вышеуказанных поэтов. Чтение стихотворений также сопровождается театрализацией. Завершает "Французский салон" хоровое пение всех участников мероприятия песни "Привет" Джо Дассена.

Как видно из вышеописанных примеров, богатая внеклассная деятельность позволяет развивать толерантную среду и социальную активность студентов.