Воспитание профессиональных ценностей обучающихся на базе педагогики сотрудничества: студент - преподаватель

Автор: Ильюшкина Татьяна Николаевна, Ленчицкая Надежда Борисовна, Самойленко Ирина Геннадьевна
Дата публикации: 22.10.2014

У всякого человека бывает два воспитания:
одно, которое ему дают другие, и другое,
более важное, которое он дает себе сам.
Э. Гиббон

Педагогика сотрудничества, девизом которой могут стать слова: не "делай, как я сказал", а "делай, как я", уже давно используется в образовательном воспитательном пространстве колледжа.

Одним из самых ярких и наглядных примеров подобного взаимодействия преподавателей и студентов, позволяющего добиваться привития таких профессиональных ценностей как коммуникативность, способность к эффективному общению, критичность мышления, креативность, установка на творчество, самостоятельность, способность к самооценке и самоанализу, является деятельность студенческого научного общества (СНО) колледжа.

Авторы данной публикации - научные руководители студенческих исследований в области здоровьесбережения (преподаватели естествознания и педагогики) уже несколько лет активно работают со студентами, интересующимися вопросами охраны и укрепления здоровья, и курируют лабораторию СНО "Здоров я - здорова Россия". В своей деятельности лаборатория выбирает наиболее острые направления и тематику исследований, которые находят отклик у молодежи и воспитывают у будущих педагогов такую профессиональную ценность как сбережение здоровья детей, подростков и молодежи. Вот некоторые темы исследования:

Вредные привычки: насколько они вредны?

За прошедшие 6 лет существования лаборатории "Здоров я - здорова Россия" студенты, сотрудничая с преподавателями, выполняющими в данном партнерстве роль тьюторов, подготовили около 30 исследовательских работ, которые можно сгруппировать по следующему кругу проблем (ниже приведены примеры работ):

1. Вопросы здоровьесбережения:

  • "Здоровье как педагогическая проблема",
  • "Особенности формирования у студентов культуры здоровья, его ценности и здорового образа жизни",
  • "К вопросу об обеспечении здорового образа жизни преподавателей и студентов Некрасовского педколледжа№1",
  • "Формы и методы популяризации здорового образа жизни",
  • "Пивомания - мифы и реальность нашего времени",
  • "Red Bull окрыляет?",
  • "Наркомания - вопрос национальной безопасности".

2. Проблемы питания:

  • "Здоровое питание школьников: проблемы и перспективы",
  • "Раздельное питание: за и против".

3. Режим труда и отдыха студентов и школьников:

  • "Сон в режиме труда и отдыха студента колледжа".

4. Блок вопросов социальной направленности:

  • "Формирование толерантности как социально-значимого личностного качества",
  • "Волонтерство как одно из условий воспитания социально зрелой личности".

5. Педагогические исследования в области здоровьесбережения:

  • "Педагогическое исследование гиперактивности у детей младшего школьного возраста",
  • "Влияние психологического микроклимата школы и колледжа на возможность ведения здорового образа жизни обучающимися".

Многие из перечисленных тем имеют выход на учреждения и организации города, работающие в аналогичном направлении: Центр медицинской профилактики, Ресурсный центр КИТ, где наши студенты традиционно выступают с большим успехом, о чем говорят многочисленные грамоты и дипломы.

Авторы данной работы убеждены, что заниматься научно-исследовательской деятельностью студенты должны с первого курса, по крупицам набирая профессиональный опыт, поскольку проектная и исследовательская деятельность являются одним из условий формирования ключевых компетенций обучающихся.

Наш рассказ о воспитании профессиональных ценностей обучающихся на основе научно-исследовательской деятельности был бы неполным, если бы мы не остановились на проектной деятельности участников СНО. Руководящей идеей в деятельности нашей лаборатории "Здоров я - здорова Россия" является сохранение и укрепление здоровья. Поэтому исследовательский проект "Трудный путь возвращения здоровья", который осуществлялся не протяжении 3-х лет, явился базовым в нашей деятельности. Цель данного проекта: апробация разнообразных методов и форм работы, помогающих эффективно бороться с одной из вредных привычек - табакокурением.

Какие же эффективные формы антиникотиновой пропаганды среди молодёжи мы избрали? Игротренинг "Модно не курить", акция "Меняем сигарету на конфету", студенческая конференция "Медиаресурсы - на службе здоровья человека", мультимедийная презентация "Курить вредно?", театрализованные миниатюры волонтёрского отряда "Надежда".

Данную работу высоко оценили на XXIV Всероссийской конференции обучающихся "Национальное Достояние России", состоявшуюся в Детском Доме отдыха Управления делами Президента РФ в марте 2009 года. Наши студенты стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, творческих работ учащихся.

Таким образом, представленная в данной публикации научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов колледжа, формирует у последних ключевые общие и профессиональные ценности в предметной области, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности и в плане продолжения образования и эффективного самообразования.