Различия роли матери и отца в развитии личности ребёнка

                          

Авторы: Ильченко Н.В., Мещерякова Е.Н.

Дата публикации: 31.03.2015

Аннотация: родители выполняют разнообразные воспитательные задачи,  заменяя, и дополняя  друг друга.  Одна из  главных обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства

Ключевые слова: семья, личность, установки, роли

 

 

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи,  заменяя, и дополняя друг  друга. Взаимодополняемость родителей связана  со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

В современном мире освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На нее могут повлиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает  от своих родителей. В.К. Лосева    выделяет следующие установки:

  •  «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности.
  •  «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.
  •  «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.
  •  «Ты – эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки – мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С.Абрамова выделяет некоторые из них:

  • ловушка простой цели – отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»)
  • ловушка нормальности, или «все как у людей – отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи
  • ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется»)
  • ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет»)
  • ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний
  • ловушка ревности к детям – нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

От матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Идеальный вариант,  когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию. Традиционно отец демонстрирует энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. В этом случае  дети легко осваивают модели мужского и женского поведения.

Отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, законы, порядок и дисциплину. Отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Он является основным воспитателем дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.

Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковой Т.Д. это может проявиться в следующем:

  • в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
  • в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
  • в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
  • в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач педагога-психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

  • ребенок – не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок – воспитатель себе
  • дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами
  • на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей – в том числе, ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и  в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской и материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.

Анализируя роль семьи в развитии личности, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Одна из  главных обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства. Любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2007.
  3. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: академия развития, 2009.
  4. Лосева В.К., Луньков А.В. Страхи вокруг беременности // Психологическая консультация. 2007.
  5. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. -М.: Педагогика, 2006.