О том, как сделать мечту реальностью − рассказал некрасовцам летчик-космонавт Андрей Иванович Борисенко

_______

В 2023 году День космонавтики отмечается в России в 62 раз. Первый полет человека в космос, состоявшийся 12 апреля 1961 года, является знаковым событием, которое помнит и чтит каждый россиянин. Некрасовцы, обучающиеся объединения дополнительного образования «Учебная редакция «НИКАнор», руководитель Евгений Андрианович Гидревич, взяли интервью у летчика-космонавта, Героя Российской Федерации, члена отряда космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК Борисенко Андрея Ивановича, который дважды совершил космический полет.

- Андрей Иванович, спасибо, что согласились дать нам интервью. Поздравляем вас с профессиональным праздником, со Всемирным Днем космонавтики и авиации. Расскажите, как Вы решили стать космонавтом и в итоге стали им? Это была Ваша детская мечта?

 

О том, как сделать мечту реальностью − рассказал некрасовцам летчик-космонавт Андрей Иванович Борисенко

 

- Действительно, это была моя мечта с детства. И, наверное, ничего удивительного здесь нет, потому что родился я 1964 году. А тогда космонавты пользовались большой известностью. Были сообщения в газетах и по ТВ, каждый старт очень широко освещался. Поэтому очень многие советские мальчишки и девчонки говорили, что хотят стать космонавтами. И от своих друзей я тоже это слышал. Просто у меня путь в космонавтику пошел несколько необычно − благодаря величайшему искусству под названием «кино». Когда я учился во 2-м классе, вышел фильм «Укрощение огня». Он настолько интересно был снят, столь ярко была показана жизнь главных героев − создателей ракетно-космической техники, что мне захотелось тогда стать причастным к этому. Чтобы я тоже мог быть среди тех, кого показывают на экранах. После такого эмоционального заряда в сторону космической профессии, мне случайным образом стали часто попадать в руки книги научной фантастики. Такие книги были тогда большой редкостью. Сама судьба давала мне возможность понемножку читать эти произведения, которые захватывали всё мое внимание. И ментально у меня всё время сохранялось это желание стать космонавтом, увидеть своими глазами новые планеты, побороться с космическими чудищами. И так происходило на протяжении всей учебы в школе. Потихоньку формировалось серьёзное желание заниматься именно этой профессией.

Надо понимать: если ты хочешь стать космонавтом, ты должен хорошо учиться в школе (в приоритете должны быть не оценки, а знания), точным техническим наукам (физика, математика и др.) нужно уделять особое внимание, должно быть хорошее здоровье, надо заниматься спортом, уважать старших. Раз сказал, что «да» я хочу стать космонавтом, значит давай, готовься!

Затем, уже в 8-м классе, я увидел объявления о наборе в юношеский клуб космонавтики им. Г.С. Титова и сразу туда пошел заниматься. Это стало второй отправной точкой, которая утвердила меня в понимании того, что такое профессия космонавта, и в желании осуществить эту мечту. В клубе нас по-настоящему на уровне доступном для детей учили основам астрофизики, астрономии, метеорологии, теории полёта, аэродинамики. Но самое главное – там я познакомился с настоящими космонавтами, например, с Г. М. Гречко, который приходил к нам на встречи. Именно общение с такими людьми дало мне возможность убедиться в том, что это мой путь, по которому я пойду что бы ни случилось. Одновременно я понял, куда мне нужно идти учиться – в нынешний БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. Стало понятно, как нужно строить верную траекторию для того, чтобы в итоге она привела меня в специальность.

- Вы так долго мечтали о покорении космоса, когда в первый раз полетели на орбиту, какими были Ваши ощущения?

- Я не просто долго об этом мечтал, сам путь оказался очень сложным для меня. Окончив «ВОЕНМЕХ» я два года отработал в Санкт-Петербурге и перевелся в ракетно-космическую корпорацию «Энергия». В 1992 г. подал заявление в отряд космонавтов. Когда проходил медицинскую комиссию, благополучно её провалил. Я посоветовался со знакомыми врачами, и они подсказали, какой объём обследований нужно провести для того, чтобы подтвердить свою годность. Но предупредили, что на это уйдёт много лет. Последующие десять лет я и занимался тем, что подтверждал готовность стать космонавтом. И только в 2002 г. получил медицинский допуск. За это время я занимался работой в «Энергии», прямой пилотированной космонавтикой, работал в центре управления полётами и прошел все ступеньки: от инженера до смены руководителя полётов орбитального комплекса «Мир». Я смог увидеть всю нашу пилотированную космонавтику изнутри. Было четкое понимание всех этих издержек и рисков, которые несёт наша профессия. И чем дальше я работал, тем больше хотелось дойти до конечной точки, попасть в отряд космонавтов. В 2003 г. я был зачислен в этот отряд и начал подготовку. Вообще, от момента поступления в отряд космонавтов до выполнения первого космического полета у космонавтов проходит 6-8 лет. Ребята, которые сейчас начали летать, прошли 10 лет подготовки. И при этом не все космонавты, которые прошли весь курс подготовки, полетят в космос. Примерно 35% космонавтов за всю историю, которые были отобраны, так и не полетели, по независящим от них причинам. А что испытывает космонавт, когда первый и последующий разы летит в космос, в двух словах сказать не получится. Это и эйфория, и восторг, и совершенно невообразимые ощущения, которые наваливаются в этот момент на любого космонавта.

- Вы сейчас уже не летаете в космос и работаете преподавателем в Инженерно-космической школе им. Г.М. Гречко. Как появился этот проект?

- Я немножко уточню, я работаю в двух местах, первое место - центр подготовки космонавтов «Звездный городок». Я продолжаю здесь работать в качестве инженера и ведущего специалиста. Занимаюсь подготовкой новых экипажей, вопросами отработки новой техники и многими другими проблемами, связанными именно с полетами. На второй своей работе я являюсь доцентом кафедры ракетостроения «ВОЕНМЕХа». Конечно, я не мог пройти мимо нашей молодёжной космической школы, открытие которой совпало с моим приходом в университет, поэтому с первых моментов участвую в её судьбе. Идея создания этой школы витала в воздухе и одновременно пришла в голову и руководству вуза, и его выпускникам. Практика показывает, что главным критерием успешности человека в профессии, есть и должен быть его интерес к этому роду деятельности. И для того, чтобы к нам приходили именно мотивированные ребята, мы решили, что нужно дать возможность им попробовать себя в нашей специальной школе. Мы даём знания не только основ по ракетно-космическим темам, у нас есть занятия, связанные с освоением знаний о строении Солнечной системы, физики планет. Считаем, что человек, который собирается быть разработчиком ракетно-космической техники, должен понимать, куда полетят его изделия. Передаем знания и по истории космонавтики, ракетной технике, по текущей программе в части физики и математики. Обучаем ребят 8-10-ых классов. Мы уверенны, что любой молодой человек может так сильно загореться космической профессией, желанием создавать ракетно-космическую технику, что у него хватит сил и желания, целеустремленности, подтянуть себя с нашей помощью до того уровня, который необходим для обучения в нашем институте в будущем.

- У вас в школе есть как обычные предметы, так и более направленные, специализированные, как ученики со всем этим справляются?

- Надо понимать, что в основном наша школа учит творческому подходу к решению задач. Наши обучающиеся уже знают, что любая серьёзная задача имеет по меньшей мере несколько решений, и все из них правильные, даже если расходятся с теорией, которая указана в учебнике, главное - конечный результат. Для меня самое важное заставить ребят думать в определённой области, применяя весь тот объём знаний, который у них есть. Например, на крайнем занятии я предложил ребятам разделиться на творческие группы по 3-4 человека и поставил перед ними задачу: «у нас есть планета Луна, составьте проект ее планетарной базы, с учётом того, что там должно жить 6 человек с автономностью 30 суток». Те проекты, которые они представили были очень своеобразные, но объяснения, почему они в проекте сделали вот так, а не иначе, были все в рамках здравого смысла. Базу они, конечно, не построили, но я всем выставил отличные оценки, именно из-за их творческого подхода к методам решения данной задачи.

- У вас в прошлом году был набор учащихся. Как он проходил?

- Мы видим, что та модель дальнейшего развития нашей школы, которую мы изначально предполагали вполне себя оправдывает. Большая часть ребят, пришедших к нам на обучение, продолжает целенаправленно ходить на занятия, внимательно слушает, хорошо воспринимает материал. У четверти ребят как горели глаза на поступлении в школу, так и продолжают гореть до сих пор. Я думаю, что они, действительно, поступят к нам в университет и станут отличными студентами, а затем − прекрасными специалистами.

- У Вас уже заканчивается нынешний набор, а следующий вы запускаете этим летом. Есть какие-то требования к будущим участникам?

- Требования, конечно, есть. Это хорошее владение физикой и математикой в объёме средней школы, но система приема у нас достаточно гибкая. Если претендент не сдаст экзамен, но у него будет огромное желание учиться здесь, будем идти навстречу. Практика показывает, что иногда эта практика здорово работает, и мы получаем отличного специалиста в будущем.

- Спасибо большое за интервью, у нас последний вопрос: что Вы пожелаете нашим читателям-будущим педагогам?

- Я хочу пожелать, то, что считаю самым важным - найти своё место. Не только с точки зрения комфортного обустройства в жизни. Важнее отыскать дело своей жизни, то, которым бы ты занимался с профессиональным удовольствием. Чтобы твоё дело было для тебя и хобби, и любимая работа. Тогда какую профессию вы бы не выбрали, у вас огромный шанс стать одним из ведущих специалистов в своей области, а значит востребованным на рынке труда и обеспеченным человеком. А это рождает удовлетворение от самой жизни!

Интервью представлено газетой «НИКАНОР» ГБПОУ Некрасовский педагогический колледж №1, главный редактор Евгений Андрианович Гидревич, авторы статьи В.А. Корнилова, А.А. Китова, при поддержке А.Н. Никулиной