Развитие социальной активности студентов
Автор: Дудко Елена Сергеевна
Дата публикации: 22.10.2014
Современное общество нуждается в социально активной, инициативной и предприимчивой личности, способной на коренные преобразования социальных отношений, на творческий созидательный труд по оздоровлению социальной и природной среды. Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь.
Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания общественной активности студенческой молодежи приобретает большое значение.
Актуальность проблемы формирования социальной активности студентов (САС) в учреждениях СПО определяется рядом негативных тенденций, влияющих на снижение активности нынешнего поколения молодежи. Это связано с пассивностью, безынициативностью, привычкой перекладывать всю ответственность на старшее поколение, аполитичностью, преобладанием узко личностных мотивов, снижением творческой активности, отсутствием потребности в самосовершенствовании, стремлением получения сиюминутной выгоды.
Проблема активности, по выражению А.Н. Леонтьева, является "самой сложной в психологии". Активность - это сила, энергия, с которой человек воздействует на окружающий мир. Одним из видов активности является социальная активность (СА).
В психологии социальная активность рассматривается как сложное состояние и как свойство человека, благодаря которому осуществляются не только связи человека с окружающей действительностью, средой, но и образование принципиально нового мира - мира отношений.
В процессе учебно-профессиональной деятельности студенты проявляют разные типы активности.
Философ и психолог О.П. Елисеева выделила четыре типа социальной активности будущего специалиста.
Для творческо-преобразующего уровня развития СА характерны умения ставить цели и сверхцели, субъектная позиция в осуществлении разработанных проектов в деятельности. На этом уровне студент проявляет надситуативную активность (способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные с точки зрения исходной задачи) и сверхнормативную активность (стремление превысить официально предъявляемые обществом требования к индивиду).
Таким образом, социальная активность будущего специалиста в учебно-профессиональной деятельности является необходимым условием, обеспечивающим качество профессиональной подготовки студента, подготовку конкурентоспособного специалиста.
В рамках изучения данного вопроса было проведено экспресс - исследование 105 студентов старших курсов по вопросам анкеты: 1) Как понимается понятие "социальная активность"? 2) В чем СА может проявляться? Ответы были проранжированы.
Результаты ответов на первый вопрос: 1-й ранг - это "активное участие" (49%), 2-й - "развитие как личности" (14,3%), 3-й - "желание участвовать в какой - либо полезной деятельности" (13,3%), 4-й - "позиция, которую студент занимает в обществе" (11,4%), 5-й - "взаимодействие" (10,5%), 6-й - "чувство сопричастности" (0,6 %).
На второй вопрос большинство студентов отметили "участие в различных общественных мероприятиях". Ранговое распределение мероприятий: 1-й ранг - "Участие в мероприятиях колледжа" (87%), 2-й - "Общие дела в группе" (59%), 3-й - "Волонтерство, помощь людям, благотворительные акты" (49%), 4-й - "Участие в жизни общества, общественных мероприятиях, участие в митингах, праздниках" (33%), 5-й - "Участие в районных, городских мероприятиях" (25%), 6-й - "Участие в жизни своих друзей, родных, близких, членов учебной группы" (21%), 7-й - "Участие в мероприятиях, связанных с учебной деятельностью" (4,8%).
Отвечая на 2-й вопрос, студенты назвали мероприятия колледжа, где они проявляли или хотели бы проявить свою СА.
Распределение предпочтений мероприятий, проводимых в колледже, оказалось следующим: 1-й-ранг - "различные соревнования и конкурсы" (по 24% каждый), 2-й ранг - "олимпиады" (14%), 3-й ранг - "концерты, творческие студии, творчество" (по 9,5 каждый), 4-й ранг - "КВН и игра "Эрудит" (по 4,8%).
При изложении своих мыслей многие студенты затронули и такие вопросы, как: 1) отношение студентов к социальной активности в стране как необходимой стороне нашей жизни, о значении студенчества, о необходимости быть социально активным. В этом есть проявление их гражданской позиции. 2) требования к студентам, 3) пожелания студентов к жизни и учебе в колледже.
Таким образом, данные исследования показывают низкую САС колледжа, дают возможность видеть направления воспитательной работы.