Сохранять традиции, внедряя инновации
Автор: Софян Анна Борисовна
Дата публикации: 22.10.2014
В последние годы все чаще в отечественном образовании идут разговоры, а порой они и воплощаются в реальности, о необходимости обновления образования, об инновационных формах и методах обучения, о компетентностном подходе... Список можно продолжить, он никогда не будет завершен. И это правильно, ведь жизнь не стоит на месте, а в нашем мире изменения происходят чуть ли не ежедневно. Система образования должна совершенствоваться так же, как и учебный процесс, и требования к подготовленности выпускника. Однако за внедрением инновационных подходов к образованию, которые, несомненно, способствуют повышению его качества, нельзя забывать о том, что все новое основано на давно сложившихся традициях, а традиции российского образования, унаследованные и советской школой, стоят того, чтобы сохранить их, даже внедряя новые. Это тем более важно, что новое в образовании не может осуществляться без опоры на традиции, являющиеся как бы фундаментом, основой развития российского образования.
Одной из этих традиций является, безусловно, авторитет глубоких и разносторонних знаний. Образованный человек всегда был человеком знающим, начитанным, причем учителя, как правило, не только в совершенстве знали содержание своей дисциплины и передовые достижения науки в этой области, но и смежных с ней дисциплин, а также основы некоторых дисциплин других профилей. Опираясь на знания, можно развивать более сложные умения и навыки, реализовать и компетентностный подход, так как компетентность будущего педагога подразумевает обязательно и наличие достаточного багажа знаний в той области знаний, которую он выбрал, и желательно в смежных областях. Так, овладеть компетентностью в области решения неизбежно возникающих перед любым человеком правовых задач можно только с помощью знания о сущности права, особенностях российской системы права, умения ориентироваться в источниках права и находить в них необходимые сведения. Возможно, это звучит устаревшим в наш век информационных и компьютерных технологий, когда любую информацию, которая не была усвоена в свое время, можно добыть на сайтах Интернета. Однако нельзя забывать, что техника в любой момент может подвести нас: банальное отключение света на весь вечер - и мы оказываемся беспомощны. Вторая причина, по которой нельзя отказываться от традиции подготовки специалистов с энциклопедическими знаниями, - это сама сущность диалога с ребенком. Как учитель, так и родитель должны быть готовы ответить на тысячи детских "почему", даже не пользуясь энциклопедией и Интернетом, здесь и сейчас.
Наконец, не знать чего-либо, что должны знать все образованные люди, должно быть просто СТЫДНО. Особенно это касается гуманитарных дисциплин и дисциплин, связанных с изучением прошлого и настоящего человеческого общества. Увы, несмотря на то, что одной из тенденций развития российского образования заявлена гуманитаризация, в сфере изучения гуманитарных дисциплин царит едва ли не более серьезный упадок, чем в других областях.
Здесь, однако, может возникнуть серьезная проблема устаревания знаний, которую можно решить только путем непрерывного образования и самообразования, поэтому нельзя пренебрегать теми подходами и технологиями в обучении, которые не отрицают традиционной ценности знания, а помогают ученику и студенту, учат его учиться, что необходимо, ибо только умеющий учиться и имеющий вкус к самообразованию человек не испугается трудностей, а будет стремиться их преодолевать.
Еще одной традицией российского образования, как представляется, всегда была высокая степень загруженности учащихся: ум и душа ребенка и подростка не должны находиться в праздном состоянии одновременно с телом. Учащиеся всегда получали определенную долю домашних заданий, невозможно было нормально участвовать в учебном процессе, не прочитав дома хотя бы десяти-пятнадцати страниц и не исписав хотя бы пяти-шести тетрадных страниц (здесь я намеренно не говорю о тех ребятах, которые не ставили своей целью получение образования, это отдельный случай). И здесь данная традиция перекликается с вышеупомянутой традицией привития учащимся знаний и подкрепленных этими знаниями умений.
В настоящее время много говорится о перегруженности учащихся, но эта перегруженность мнимая, а не действительная, и проистекает она, как мне кажется, из двух обстоятельств: первое - это неприученность наших детей к труду - не только мытью полов и окон, к которому, к сожалению, все чаще сводится трудовое воспитание, но и труду интеллектуальному и духовному. Второе - компьютерная перегруженность и перегруженность вредной информацией. Даже в начальных классах дети вынуждены выполнять многие задания на компьютере, причем зачастую именно эти задания бессмысленны, хотя можно было бы дать задание, которое бы тренировало и руку учащегося: все так привыкли печатать на компьютере, что не могут, написав от руки и одной фразы, не почувствовать утомления. Многие задания требуют поиска информации в Интернете, и от этого возникает информационная перегруженность, от которой мы не можем защитить наших детей. Я говорю о всевозможных отвлекающих, аморальных и вредоносных материалах, которые появляются даже на самых безобидных сайтах.
Наконец, еще одной замечательной и достойной сохранения и подражания традицией является то, что "сильные" учащиеся были своеобразным ориентиром для "слабых": уровень преподавания не адаптировался к необученному большинству, напротив, эти ребята должны были тянуться к тому максимальному уровню, какого способны были достичь. Хорошо обученные и мотивированные учащиеся могут сейчас стать помощниками своих более "слабых" товарищей. Опасность снижения уровня преподавания в той его части, которая касается знаний, грозит тем, что "сильным" ученикам и студентам на занятии станет просто скучно, и они либо будут нарушать дисциплину и мешать учиться другим, либо будут прогуливать занятия. И никакие новые технологии обучения не помогут, если уровень преподаваемого материала не находится даже в зоне актуального развития "сильного" студента. Да, необходима гуманизация образования, и каждого учащегося нужно принимать и уважать, и стараться учить его такого, каков он есть, но это не значит, что нужно искусственно облегчать ему процесс обучения.
И, наконец, о формах занятия. Классическая, традиционная лекция, с помощью которой преподаватель рассказывает и объясняет, а учащиеся составляют конспект, не должна уйти в прошлое, она должна быть сохранена, ибо, как это ни странно звучит, студенты при такой форме усваивают один из главных навыков - навык воспринимать на слух большой объем информации и одновременно обрабатывать ее. И здесь на помощь традиционной лекции приходят инновационные технологии, с помощью которых учащийся может научиться фиксировать нужную и важную информацию и не забывать о деталях. Что же касается семинара, то он должен проходить в максимально разнообразных формах, и наряду с активным обучением нужно сохранить и форму докладов, ибо она дает возможность усвоить навыки длительной монологической речи, с одной стороны, а с другой, формирует в человеке умение слушать другого.
Таким образом, как мне кажется, наибольшую пользу принесет такое обучение, при котором инновационные и традиционные подходы, а также традиционные, исторически сложившиеся и новые ценности и идеи будут не вытеснять, а дополнять друг друга, гармонично сочетаясь между собой.