Развитие социальной активности у студентов в рамках внеучебной деятельности
Автор: Сапегина Ольга Сергеевна
Дата публикации: 22.10.2014
Для раскрытия данной темы необходимо выделить такие базовые понятия, как активность личности, социальная активность и социализация.
Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.
Социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой. Она проявляется в социальной деятельности. Различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая (которая нас интересует, так как связана с внеклассной деятельностью. Социальная активность тесно связана с социализацией, которая является процессом становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее.
В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".
Основными институтами социализации являются семья и школа. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь.
Учителя формируют и поощряют качества, воплощающие общекультурные нормы : трудолюбие, ответственность, добросовестность, надежность, прилежность, самоконтроль, эффективность.
Работая в учреждении СПО, мы порой сталкиваемся с проблемой переформирования общекультурных ценностей, т.к. к нам приходят учащиеся с уже сложившейся социализацией. Если раньше цели образования и воспитания определяли как усвоение знаний, умений и навыков, то сегодня, согласно новому образовательному стандарту, целью обучения становится формирование компетенций, общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Данная цель реализуется во внеклассной работе, где доминирует познавательно-творческая активность личности, один из видов социальной активности. На отделении иностранных языков выстроена система внеучебных занятий для студентов, с которыми хотелось бы познакомить.
В открытом мероприятии "Своя игра", проведенном в марте 2009 года в рамках декады инноватики, участвовали студенты 3,4,5 курсов отделения иностранных языков. Этот конкурс состоял из 3 этапов: 1 и 2 этапы - работа в творческих группах; 3 этап - соревнование самых эрудированных представителей творческих групп.
1 ЭТАП - ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА.
Преподавателями иностранных языков были разработаны задания на английском языке по тематике мероприятия и переведены на французский, немецкий языки. Вопросы были доступны в библиотеке отделения иностранных языков (II корпус), в информационном центре (I корпус) и на сайте ПЦК иностранных языков (www.a-nekrasovspb.ru).
Студенты отвечали на предложенные вопросы с опорой на учебную литературу и Интернет-ресурсы.
2 ЭТАП - РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ по итогам жеребьевки.
Оформление бюллетеней происходило в программе Microsoft Publisher. Тематика была связана с историей и архитектурой Санкт-Петербурга. Презентация бюллетеней проходила на английском, французском, немецком языках.
3 ЭТАП - "СВОЯ ИГРА" для представителей творческих групп (проводилась на русском языке).
Вопросы викторины были поделены на несколько подтем: легенды и мифы; реки, каналы, мосты; история; личности в истории города; дворцы; архитектура, скульптура; музеи; соборы, святые; ВУЗы города.
В процессе участия в этом мероприятии некоторые студенты показали сформированность определенных компетенций, другие же их приобретали, Доминирующие компетенции: информационные (умение добывать информацию, пользоваться современными средствами информации, анализ и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача), коммуникативные (языковая интеграция, навыки работы в группе, умение презентовать продукт), компетенции личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения, совершенствование способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
Внеклассное мероприятие "Французский салон" было проведено в форме театрального представления. В ходе его подготовки осуществлен тщательный подбор материала, который послужил литературной основой спектакля. Спектр выбранных произведений чрезвычайно широк: от куртуазного средневекового романа "Тристан и Изольда" (который изучается в курсе истории французской литературы) и признанных шедевров французской поэзии ХХ века П. Верлена и Ж. Превера до современных анекдотов, юмористических миниатюр и образцов песенного жанра. Игровая, познавательно-развлекательная форма подачи учебного материала, очень удачно выбранная педагогами - организаторами мероприятия, помогла студентам расширить лексический запас, углубить и закрепить знания, полученные на уроках, развить навыки активного говорения, а также повысить интерес к изучению французского языка.
Развитие коммуникативной компетенции остается доминирующей в данном мероприятии, но также важно и формирование общекультурных компетенций (понимание и опыт деятельности в области национальной культуры, роль культуры и религии в жизни человека, культурологические основы социальных явлений и традиций).
Цель мероприятия "Вечер дружбы" - формирование нравственного, патриотического воспитания, создание условий для обмена опытом с иностранными студентами. В ходе такого действа происходит формирование большого количества компетенций. Но, анализируя ключевые компетенции указанные в документах ЮНЕСКО и российский вариант, хочется отметить европейскую формулировку, которая как нельзя лучше отражает социальную активность личности "приниматься за дело - быть деятельным" (включаться в проект, нести ответственность, вносить свой вклад в коллектив, уметь организовывать свою работу).
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у человека формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - все то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Можно сказать, что внеклассная деятельность, организованная в системе, позволяет развивать социализацию и социальную активность.