Социализация и народная педагогика

Авторы: Насонова Г.А., Постникова Е.К. 

Дата публикации: 31.03.2015

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы социализации детей дошкольного возраста

Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика

 

 

Социализация – (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. [Большая советская энциклопедия]. Другими словами, это своего рода адаптация к жизни в обществе, которая должна быть естественным элементом воспитания. То, что сегодня нам приходится поднимать проблему социализации, говорит о разобщённости современного социума, даже о неумении передать новому поколению накопленный опыт. Если обратиться к народной педагогике русского традиционного общества, полноценно существовавшего ещё 100 лет назад,  можно увидеть, что родители тех времён не задавались вопросами социализации. Не ставили они специально на рассмотрение и вопросов воспитания в целом. Они просто действовали по заведённым, устоявшимся канонам, без которых немыслима была сама жизнь в крестьянской общине. Речь не идёт о том, что когда-то было небо выше и трава зеленее. Конечно, люди жили в других условиях, сравнивать которые с условиями современности было бы неправильно. В то же время не стоит отвергать опыт прошлого и растить детей, используя исключительно сверхновые образовательные программы.

Сегодня дошкольные учреждения стремятся как можно больше вложить в  детей, пока они открыты для восприятия. Придумываются всё новые и новые обучающие направления. Часто на свободную детскую  игру остаётся всего пара часов в день. Кажется, что дошкольные организации скорее потакают прихотям родителей, которые забыли о том, что когда-то сами были маленькими. Дети становятся средством выражения амбиций взрослых. Хотя по существу задача дошкольного учреждения заронить в ребёнка желание узнавать мир вокруг себя, стремиться к новому. Иногда получается совсем наоборот. Ребёнок приходит в школу, уже устав от учёбы, от множества занятий.  Не стоит принижать значения общения ребёнка со сверстниками. Мир детей существует по своим правилам и законам, которые формируются в игре. Играя, ребёнок учится выносливости, терпеливости, развивает воображение, учится решать конфликты, усваивает нормы поведения, воспитывает характер. Кроме того, дети играют и «во взрослую жизнь», копируя действия старших: «ходят на работу», «готовят еду», «воспитывают детей». Девочки подражают поведению мамы, няни, бабушки, примеряют на себя роль будущих хозяек. Что это, как не развитие творческих и интеллектуальных способностей и, в конечном счете,  не социализация? Важным в процессе современной социализации, как и много лет назад, является приучение ребёнка к труду. В крестьянской среде приучали трудиться постепенно. Малышей в возрасте 4–5-ти лет поощряли за стремление помочь, придумывая посильные задачи. Главным в этом деле являлся результат, который заранее объявлялся. Например, просили подавать лыко тому, кто плетёт лапти, без которых брату или сестре или самому помощнику холодно будет  ходить. Так ребёнок понимал важность своего участия в каком-либо деле. Ребёнку 6-7 лет давали задания, которые постепенно становились обязанностями, так же соблюдая принцип посильности. Но трудом никогда не наказывали, чтобы не отбить охоту [1, С.16].

Таким образом, прививалась любовь к труду, чувство ответственности. Ребёнок старался выполнить задание, улучшить и развить навыки, чтобы самоутвердиться, доказать, что он многое может, что скоро он будет готов к серьёзным задачам. Растёт мастерство – растёт и авторитет. Ребёнок постепенно включался в общую трудовую систему.  Такая схема логична и не может потерять своей актуальности в современном обществе.

Не мог растущий в традиционной среде человек обойтись и без овладения культурным наследием. В каждый возрастной период ребенок, подросток усваивал то, что важно и актуально для его возраста и его социальной группы. К сожалению, этот естественный процесс, особенно в городском социуме, безвозвратно нарушен. Поэтому значительная часть нашего фольклорного наследия остаётся уделом специалистов, исследователей. Но есть пласт фольклора, который продолжает функционировать. В первую очередь, это материнский фольклор. Современные бабушки и мамы всё ещё поют колыбельные, играют с малышами в «сороку-ворону» и «козу рогатую». Ребёнок через эти незамысловатые песенки и потешки знакомится с родной традиционной поэзией. В уличных играх ещё сохранились считалки, дразнилки и другие произведения детского творчества.

Сегодня открываются всевозможные фольклорные студии, занимающиеся этновоспитанием. Конечно, принципы передачи песенного и устного фольклора изменились. На занятиях это уже не естественный процесс, не часть жизни общества - появилась установка на сценическое воплощение. Но положительные моменты в деятельности разного рода «этнокружков» присутствуют. Если студия занимается изучением действительно фольклора, пусть даже поверхностно, без усвоения диалектных особенностей различных регионов, есть шанс, что её воспитанники усваивают и некоторые нормы морали, которые заложены в произведениях фольклора. Но важнее то, что ребёнок, изучая исконную культуру своей Родины, осознаёт свою национальную принадлежность. В нём естественным путем развивается патриотизм и толерантность.  В целом, такое воспитание на национальных истоках ведёт к естественной постепенной социализации.

 

Список литературы

 

  1. Некрылова А. Ф. Уроки воспитания через призму истории (Традиционные уроки воспитания у русских крестьян в XIX – XX в.) / А.Ф. Некрылова,  В. В. Головин . – СПб.: Знание, 1992 .– С.32.
  2. Шангина, И.И. Русские дети и их игры / И.И. Шангина. – СПб.: Искусство – СПБ, 2000. – С.296.