Социализация и инкультурация детей разных национальностей

Автор: Кирилюк Е.Ф.

Дата публикации: 31.03.2015

 

Аннотация:  в современных дошкольных образовательных учреждениях воспитываются дети разных национальностей. Автор статьи ищет ответ на вопрос, каким образом  сегодня в дошкольных образовательных учреждениях России осуществлять социализацию детей разных национальностей, при этом сохранить самобытность каждого народа? Большое значение, по мнению автора статьи, здесь имеет влияние педагога ДОУ на эмоциональную сферу воспитанников

Ключевые слова: социализация, инкультурация, эмоциональная сфера, социальные эмоции, чувство привязанности, национальная культура, интеграция, ассимиляция,  сепарация, маргинализация

 

История России  доказывает, что она  была и остается многонациональным государством. Россия, как море, впитала в себя притоки разнообразных национальных культур. Сегодня на территории России дружно живут 128 народов и народностей, сейчас в каждом регионе или области проживают более 60 национальностей. В дошкольных образовательных учреждениях России воспитывается значительное количество детей разнообразных этнических культур.  Важно сохранить национальные традиции каждой культуры, сохраняя  при этом общенациональные ценности, объединяющие народы России в единую этническую культуру. Решению этой задачи педагогам в наши дни следует уделить особое внимание. Одним из условий, объединяющих многие народы в единую этническую общность и культуру, может стать создание определённой педагогической среды и воздействие  на сознание детей через эмоциональная сферу. Наиболее значимой концепцией психологии, имеющей отношение к развитию эмоций человека,  стала теория привязанности. Уже в первые месяцы жизни между матерью и ребенком устанавливается тесная эмоциональная связь, и резкий разрыв этой связи приводит к серьёзным нарушениям личности и психического развития  ребенка. Джон Боулби доказал, что мать для ребенка является надежной защитой, именно тепло и ласка важны для ребенка. Его исследования показали, что дети, имеющие тесный эмоциональный контакт с матерью, обладают более высоким уровнем познавательной активности, чем дети, воспитывающиеся в «холодных» семьях.

     Современные исследования чувства привязанности ребенка к взрослому показали, что в странах с разными культурными традициями последовательность развития чувства привязанности универсальна, но существуют и различия. Американская психологическая школа утверждает, что идеальной следует считать надежную привязанность, которая приводит к более высокому уровню когнитивного развития и социальных навыков. А немецкие ученые идеальной называют  раннюю независимость и воспринимают надежно привязанного ребенка как избалованного, поэтому для немецкой культуры идеальной является избегающая привязанность. В Японии, где традиционно идеалом является семья, с детства воспитывают сильное чувство зависимости от семьи. Исследования в японских семьях показали отсутствие детей с избегающей привязанностью. Так с детства ребенок осваивает присущие его культуре  миропонимание и поведение, в результате  чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от носителей других культур – инкультурация. Несмотря на существующие различия концепций в подходах к чувству привязанности ребенка к взрослому, ученые разных психологических  школ едины в одном - эмоции являются результатом наших привычек и могут кардинально изменяться в зависимости от обстоятельств. Объективные обстоятельства заставляют некоторые народы покидать свою Родину и уезжать  семьями в другие государства. Здесь они вынуждены приобрести опыт, необходимый для исполнения новых социальных ролей и интегрировать  в новую культуру и человеческое общество, гармонично войти в социальную среду, усвоить систему ценностей, позволяющую успешно функционировать в качестве члена общества – социализация. Инкультурация и социализация подразумевают общее: усвоение людьми культурных норм какого-либо общества, но есть и различие: социализация – ребенок входит в социальную среду, в которой он является её членом как функционер, а инкультурация – обучение ребенка традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Американский культурантрополог М. Херсковиц ещё в 1967 году указал на то, что процессы социализации и инкультурации ребенка протекают одновременно, ведь  без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества. Почему же, работая в образовательных учреждениях определенной национальной культуры, нам  становится всё труднее воспитывать детей? Инкультурация,  являясь механизмом стабильности и непрерывности культуры, не может обеспечить полное повторение предыдущего поколения. Результат инкультурации может быть двояким: точное, безусловное освоение культуры новым поколением (постфигуративные культуры) и полный провал в её передаче (конфигуративные культуры). В 1988 году  американские ученые  предсказали появление  ещё одного типа культур – префигуративные, где не предки, не современники, а сам ребенок будет  определять  путь своего развития, искать  ответы на вопросы бытия.  Старшие не будут  видеть в жизни молодых повторения собственного опыта, и жизнь родителей не является моделью для детей, поэтому произойдет разрыв поколений, а  отсюда - полный  провал в передаче культурных нор и ценностей. Будем надеяться, что  это предсказание в нашей стране не сбудется. Несмотря на любые инновации, нам, педагогам,  необходимо сохранять связи поколений. Даже в условиях быстрых социальных изменений российские дети ориентируются на нормы и ценности взрослых, хотя и интенсифицируют связи со сверстниками.

В процессе социализации детей, как уже указывалось выше, решающую роль играют эмоции. Ребенок должен понять особенности действительности, принять её ценности и нормы и  в качестве собственных идеалов и установок активно их использовать. Особую роль здесь играет национальная культура, которая формирует национальную идентичность. Поэтому важно формировать у ребенка эмоциональное отношение к нормам, правилам, принятым в обществе - социальные эмоции.

     Большое значение социальным эмоциям придавал отечественный психолог Густав Густавович Шпет. Он указывал на то, что не объективные знания, а субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к данному этносу или конкретной социальной группе. И если ребенок  отвергается прежней группой, то он может «переменить свой народ». Если ребенок только внешнее усваивает новый язык, культуру, нормы поведения, то он остается маргиналом, т.к. для полной идентификации себя с новым социумом необходимо эмоциональное принятие объективных элементов общественного сознания, общность эмоционального переживания отношений данного народа к истории и социальной жизни. Каждый из нас с детства, интегрируясь в свое общество и культуру, переживает социальные чувства, но сегодня изменение социокультурных условий происходит невиданными темпами, поэтому назревает конфликт не только  «отцов и детей», но и  между смежными  поколениями детей разных национальных культур, что затрудняет процесс формирования социальных чувств у детей. Чтобы предотвратить зарождение конфликтов между детьми на национальной почве, современный педагог должен знать, что  результаты взаимодействия детей других национальных культур, только начинающих приобщение к русской культуре, могут быть различными:

  • интеграция – каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно устанавливает тесные межкультурные связи;
  • ассимиляция – группа теряет свою культуру;
  • сепарация – группа, сохраняя свою культуру, отказывается от контактов с группами людей  иной культуры;
  • маргинализация – группа теряет свою культуру, не установив тесных контактов с другой культурой.

«Истинное единство и желанный мир человечества должны основываться не на слабости и подавленности народов, а на высшем развитии их сил, на свободном взаимодействии восполняющих друг друга народностей». (В. Соловьев)  Без  опоры на эмоциональную сферу детей, не формируя их  социальные чувства, педагог не сможет помочь детям других национальных культур без конфликтов осуществить процесс социализации в наших образовательных учреждениях  и  способствовать процессу собственной инкультурации.

 

Список литературы

 

  1. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива.-М., 1988.
  3. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ.- М., 1988.
  4. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. – СПб, 1996.