Речевой калейдоскоп: как «закрытая картина» учит детей задавать вопросы

_______

«Дайте ребенку картину, и он заговорит» - писал К.Д. Ушинский. В настоящее время существует множество методик, направленных на формирование, расширение и активизацию словарного запаса дошкольников.

Консультационный центр «Перспективы» в рамках проекта Сетевое сообщество воспитателей «Учимся вместе» организовал проведение обучающего семинара для педагогических работников «Речевой калейдоскоп: работа по закрытой картине (развитие умения задавать вопросы)».

В ходе семинара кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО, методист Консультационного центра «Перспективы» Екатерина Александровна Петрова отметила цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом – научить ребёнка задавать вопросы (картинка на первом этапе работы повёрнута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда ребёнок не видит картинку или предмет, его речь (вопросы), обращённая к взрослому, оказывается максимально мотивированной. И дошкольник постигает основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения. Если учить ребенка задавать вопросы по открытой картинке, исчезает мотивировка вопроса. Ребёнок, рассмотрев картинку, больше сможет узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это ему и так ясно. Подобные упражнения не помогают осознать ребёнку основную коммуникационную сущность вопроса.

Совсем иначе идёт обучение, когда ребёнку предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведётся для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т.д.). Екатерина Александровна отметила, что работа по закрытой картинке – эффективное средство развития диалогической и монологической речи. Усложнение работы происходит по трём направлениям: по содержанию картинок, по содержанию и форме вопросов к ним, по степени самостоятельности детей.

Участники семинара выразили слова благодарности за полезную информацию!

Речевой калейдоскоп: как «закрытая картина»  учит детей задавать вопросы