Использование ИКТ при интеграции учебных дисциплин

Автор: Панферова Елена Юрьевна
Дата публикации: 22.10.2014

Актуальность проблемы интеграции в обучении обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к образованию. Необходимо развивать у обучающихся умение осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного решения профессиональных задач. Это возможно только на основе междисциплинарной интеграции.

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция в обучении должна создать целостную картину мира в сознании обучающихся. Интеграцию рассматривают как ведущую тенденцию обновления содержания образования.

Интеграция позволяет решать существующие в традиционной предметной системе противоречия между разрозненным усвоением знаний по разным дисциплинам и необходимостью их комплексного применения в профессиональной деятельности и жизни человека, особенно для решения проблемной ситуации.

Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Педагогическую интеграцию рассматривают как высшую форму единства целей, принципов, содержания образования.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Интегрированный урок (ИУ) - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов на основе ведущей идеи, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Если урок специально не организован, то он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью.

ИУ способствует развитию общих компетенций обучающихся, прежде всего информационной. Развитие информационной культуры обучающихся происходит благодаря системной организации учебного материала, использованию деятельностного подхода, современных педагогических технологий, повышению доли самостоятельной работы студентов. На ИУ устанавливаются  субъектные отношения между  педагогом и обучающимся, в результате чего развивается коммуникативная компетенция, возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.

Определяют следующие ступени интеграции:

создание интегрированных тем, разделов, курсов путем соединения элементов (знаний, понятий, методов) разных учебных предметов.

В 2012 году предметно-цикловой комиссией русской словесности были проведены интегрированные уроки, представляющие все указанные ступени  интеграции (см. таблицу № 1):

Таблица № 1

Ступени интеграции Тема урока Преподаватели Интегрируемые предметы
1 Интериоризация знаний студентов (на примере темы "Инфинитив") Архипова Т.Н.,
Гончарова О.Ю.,
Дудко Е.С.,
Панферова Е.Ю.,
Парнюгина А.К.
современный русский язык,
история русского языка,
культура речи,
методика преподавания русского языка
Интеграция русского языка и методики преподавания русского языка в средней школе: проектирование урока для 5 класса по разделу "Фонетика" Архипова Т.Н.,
Гончарова О.Ю.
русский язык,
методика преподавания русского языка в средней школе
Специфика устной и письменной речи. Форум как средство общения в Глобальной сети Интернет. Румянцева Н. А.,
Шеватурина Е.С.
русский язык,
информатика и ИКТ
Лексический анализ текста как средство воспитания квалифицированного читателя на примере поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Самоторкина Т. В.,
Ищенко И. А.
русский язык,
литература
Теоретические основы лингвистического анализа текста Гончарова О.Ю.,
Дудко Е.С.
лингвистический анализ текста,
культура речи
Обобщающий урок по теме "Словосочетание" Архипова Т.Н.,
Парнюгина А.К.
русский язык,
методика преподавания русского языка в средней школе
2 Теоретические основы раздела "Обучение грамоте" в начальной школе Малыхина С.А. русский язык,
методика преподавания русского языка в начальной школе
Отражение праславянских фонетических процессов в древнерусском  и современном русском языке Панферова Е.Ю. история языка,
русский язык,
методика,
преподавания русского языка в средней школе
3 Консультация к выполнению интегрированного задания "Проектирование фрагмента урока литературы по технологии критического мышления" Лабинская Т.А.,
Малачинская О.Ю.
повышенный курс методики русского языка,
педагогика

Все уроки строились на основе деятельностного подхода с использованием современных педагогических технологий: развития критического мышления, проектной, задачного подхода, кейс-стади.

Главная цель проведенных интегрированных уроков - развитие профессиональных компетенций студентов: способности демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории основного изучаемого языка; умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий по русскому языку на основе существующих методик.

Итоговыми продуктами на ИУ являлись разработки фрагмента урока, подбор дидактического материала для урока, анализ дидактического материала в школьных учебниках с точки зрения задачного подхода, определение уровней языковых задач, представленных в методической литературе, самостоятельное составление лингвистических задач с помощью "Конструктора задач", решение кейса, проектирование урока русского языка и др. Все эти виды деятельности способствуют осмысленному соединению знаний, полученных на разных предметах, с целью использования их в профессиональной деятельности, что и достигается средствами интеграции.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует повышению эффективности современного урока: оно позволяет сделать урок эмоционально насыщенным, вызвать познавательный интерес, раскрыть творческий потенциал обучающихся, повысить мотивацию к изучению предметов, развивать навыки контроля и самоконтроля, обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Используя компьютер, обучающийся и педагог не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, необходимые для будущей профессиональной деятельности, а также создавать собственные медиапродукты.

В процессе обучения  компьютер выполняет функции учителя (является источником учебной информации, служит наглядным пособием, тренажером, средством диагностики и контроля) и функции рабочего инструмента (является средством подготовки и хранения текстов,  графическим  редактором). При проведении ИУ  использовались различные возможности ИКТ.

В мультимедийной  презентации была представлена различная учебная информация: материал для сравнения различных точек зрения на языковое явление; научные определения для осмысления их через выделение ключевых слов; языковые и методические задачи; разнообразные упражнения; система упражнений из школьной программы; художественные тексты для анализа языковых особенностей; материал форума сайта Грамота.ru для анализа особенностей устной и письменной речи.

Представлен материал, наглядно демонстрирующий модель исторических преобразований в слове; иллюстративный материал, позволяющий осмыслить значение фразеологизмов; отрывок из кинофильма.

Предлагалась работа с интерактивным текстом, выполненным в программе Word. Роль своеобразного тренажера играло задание на заполнение электронной сравнительной таблицы "Качества устной и письменной речи".

Компьютер использовался и как средство контроля при выполнении тестов в программах Excel и SunRav, самоконтроля при выполнении упражнений с самопроверкой и при выполнении разноуровневых итоговых заданий как элементов системы программированного обучения.

Преимущество интеграции в обучении заключается в том, что благодаря ей создаются предпосылки для формирования не узкоинформированного специалиста, а творческой личности, способной целостно воспринимать мир и активно и продуктивно действовать в социальной и профессиональной сфере. Проведение интегрированного урока с использованием ИКТ дает большие возможности в воспитании будущего педагога. Студентам нравятся такие уроки своей новизной и творческой атмосферой.