Использование информационных технологий в образовательном процессе: от наглядности к дистанционному обучению естествознанию

Автор: Мкртчян Людмила Алексеевна, Чирскова Валентина Павловна
Дата публикации: 22.10.2014

Компьютер должен работать. Люди должны думать.
Девиз компании IBM

Компьютерная программа делает то, что вы приказали ей сделать, а не то, что вы хотели, чтобы она сделала.
Третий закон Грира

Сегодня актуальна идея рассмотрения результатов образовательной деятельности через компетентности - ключевые, базовые, специальные.

Существенным для компетентностного подхода являются следующие положения:

сегодня акцент делается не на программном материале, а на организации познавательной деятельности.

Таким образом, современный преподаватель должен искать новые образовательные средства в качестве вспомогательных и дублирующих (но не заменяющих!) традиционные формы и средства образовательного процесса. Итак, для повышения качества образования необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии.

Анализируя уроки естествознания на практике и отзывы студентов, мы убедились в парадоксе (казалось бы): к 5-му курсу подготовить и провести уроки русского языка и математики легко, а научить писать без ошибок или решать задачи - трудно. С природоведением - наоборот: научить легче, чем подготовить и провести урок. Проблема для студентов - особенность информации на уроке естествознания. Она должна быть интересной, привлекательной, эмоционально окрашенной, современной, адаптированной, краткой. Как известно признак мастерства учителя - это отбор материала. Информационные технологии позволяют сориентироваться при поиске необходимой информации, проявить самостоятельность и познавательную активность, а значительные усилия преподавателя должны быть направлены на формирование исследовательской культуры работы с текстом.

Выпускник педагогического колледжа должен вписаться в инновационный режим современных образовательных учреждений, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм обучения и воспитания, быть готовым к научно-педагогическим исследованиям. Задача преподавателей - помочь им в этом.

В прошлом учебном году студентами 4-8 группы были разработаны проекты уроков по естествознанию с использованием возможностей компьютерных технологий и результаты представлены на интегрированном зачетном занятии по следующим темам: "Вода", "В гости к зиме", "Домашние животные", "Кладовые земли", "Осень. Осенние изменения", "Природные зоны", "Солнечная система".

Как можно оказать поддержку учителю в обучении? Как помочь детям более эффективно усвоить материал? Дать ответ на эти непростые вопросы постарались студенты в своих работах. Все работы студентов носят исследовательский характер, имеют практическую направленность по четырем предметам: естествознанию, методике преподавания, вариативным системам обучения естествознанию и информатике. Какие задачи ставились перед студентами?

  • изучение фактического материала с помощью Интернет-ресурсов;
  • подготовка студентов к использованию ИКТ;
  • организация педагогической практики с использованием ИКТ;
  • организация творческой работы учащихся.

В процессе работы студентами изучена научная информация, выделены основные понятия, использованы различные методы обучения. В презентациях используется богатый иллюстративный материал, который, несомненно, позволит лучше усвоить заявленную тему и повысит мотивацию учащихся начальных классов.

Проекты уроков по природоведению - это результат умения использовать офисные приложения в качестве сред для изложения учебного материала и проверки его усвоения, это некоторый опыт подготовки будущего учителя к реализации новой педагогической технологии - дистанционному обучению. Ведь уже сегодня дистанционное обучение стало реальным элементом развития образования.