Роль экологического воспитания в развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольника

Автор: Куликова В.В.

Дата публикации: 31.03.2015

Аннотация: в статье рассматривается важность формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка-дошкольника. Разработаны рекомендации к проведению наблюдений на прогулке с учетом рекомендаций ФГОС. Приводятся примеры проведения наблюдений на прогулке зимой с детьми среднего дошкольного возраста с опорой на чувства и эмоции детей

Ключевые слова: экологическое воспитание, эмоционально-чувственная сфера, наблюдение

 

 Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность - значит он, как  человек состоялся. В детстве формируются духовные силы - основа становления  личности. Ребенок должен пройти эмоциональную школу воспитания положительных чувств ко всему живому, к окружающей  природе, нашему  общему  дому - Земле. Влияние  природы на ребенка огромно: она встречает его морем  звуков  и  запахов, тайнами  и  загадками, заставляет  остановиться, присмотреться, задуматься. Восприятие  природы  помогает  развивать  такие  качества, как  жизнерадостность,  эмоциональность, чуткое, внимательное  отношение к природе, ее  объектам и человеку, как части природы. Чувственно-воспитательная  мощь  природы  настолько   велика, считал  К.Д. Ушинский, что без  этой  эмоциональной  силы ограниченным   становится само знание [1, С.339-341]. В  связи  с  этим необходимо  заметить,   что развитие  основ  экологической  культуры ребенка  дошкольника сегодня  должно  быть  ориентировано на  создание таких форм, средств  и  методов  воспитания, которые  обеспечат эффективное  развитие  индивидуальности  ребенка. Продолжая  идеи  русских  философов, выдающийся  педагог В.А.Сухомлинский писал: «В  человеческой  душе  заложен  самой  природой  огромный  диапазон добрых,  человеческих чувств» [2, C.204] Одна  из  главных  идей творчества В.А. Сухомлинского - это сопереживание и сотрудничество человека  и природы, что  дает  личности возможность всесторонне  и  гармонично  развиваться. В.А. Сухомлинский был  сторонником  ранней  социализации ребенка, его приобщения  к  нравственным и  духовным  ценностям. Особенное  значение  педагог  придавал эмоциональным  переживаниям. Он  считал, что   «эмоциональная  насыщенность  процесса обучения, особенно  восприятия  окружающего  мира, - это  требование, выдвигаемое законами  развития  детского  мышления» [2, С.47].Педагог  стремился тонко  и  продуманно  организовать воспитательное  воздействие, пробудить  у  воспитанника интерес  к  предмету  или  явлению через  чувство удивления  и  изумления [2, С.65]. Беседуя  со  студентами  выпускных  групп колледжа, мы  пришли  к  выводу, что особые  затруднения  в  работе  с  детьми  вызывает  организация и  методика  проведения  наблюдений в  природе  на  прогулках. Студенты отмечают, что трудно  организовать  детей, удержать их  внимание  на  объекте  наблюдения. Опытные воспитатели зачастую, просто заставляют  детей  стоять и слушать, задают  детям вопросы  и  сами  отвечают  на  них. Наблюдения  проводятся  формально и не способствуют  решению  задач по  формированию  основ  экологической  культуры, развитию  чувственно-эмоциональной  сферы  ребенка. Ориентируясь на Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного  образования, были  разработаны  рекомендации к  проведению  наблюдений  на  прогулке, способствующие развитию эмоционально-чувственной  сферы  ребенка.

1. Во  всех  возрастных  группах  воспитатель  должен  подводить  детей  к  самостоятельной  постановке  цели  наблюдения, планированию  предстоящей  деятельности. Вследствие этого дети  будут  знать, для  чего  проводится каждое  наблюдение, где и  как будут  использованы  результаты. Это  облегчает формирование  у  детей  целеполагания, что  создает положительный  эмоциональный  настрой и  желание  выполнять  действия  лучшим  способом.

2. Наблюдения должны быть интегрированными, что  позволяет  ребенку реализовать  свои  творческие  возможности. Он  сочиняет,  фантазирует, думает, познает, развивает  словарный  запас, учится  свободно  общаться, высказывать свою  мысль, развивает  активность.

3. Отсутствие  психологического  давления  на  ребенка, его  положительные  эмоции будут  способствовать  сохранению  здоровья  детей и  создадут  основу  для  реализации  любых здоровье  сберегающих  технологий.

4. Важно  сначала  вызывать  эмоции, чувства, отношения  к  объектам.  Это  будет  способствовать  развитию  интеллекта и  нравственных  качеств  личности.

5. Необходимо  ставить  перед  детьми  проблемные  вопросы, не  давать  готовые  ответы.

6. Основной  акцент  сместить с  сообщения  знаний  в  готовом  виде на  стимуляцию  собственной  познавательной  активности.

Ниже  представлены примерные  наблюдения  на  прогулке  с  детьми  средней  группы  на  зимний  период.

                                   Наблюдение за  зимним  ветром

Цель: Помочь почувствовать  зимний  ветер, сравнить  с  летним  ветром

Воспитатель  загадывает  загадку: Он  бывает  сильным, очень  сильным  и  слабым, а  иногда  его  совсем  нет, мешает  быстро  идти, бывает  теплым  и  холодным. Спрашивает  у детей: « О  чем  эта  загадка?»

- Что  мы  сегодня  будем  наблюдать? Как  можно  увидеть  ветер?  Как  почувствовать? Предлагает  узнать, добрый  ли  ветер зимой, сравнить  с  летним  ветром. Играет  с  детьми  в  игру: «Такой разный  ветер»

                                    Наблюдение  за  снегом

Цель: Вызвать  эмоциональный  отклик

Воспитатель  читает  стихотворение З. Александровой:

Выпал  снег, упал  мороз,

Кошка снегом моет  нос,

У  щенка  на  черной  спинке

Тают белые  снежинки.

Тротуары  замело…

Все  кругом белым-бело!

О чем  говорится  в  этом  стихотворении? Что  будем  наблюдать? Что  хотите  узнать  о снеге?  Как это  можно  узнать? Нравится ли вам наш  заснеженный  участок? Чем? Воспитатель  предлагает  детям удивить  маленького  щенка Тишку красотой  «Снежного  покрывала»  Дети  соревнуются в подборе  красивых, ласковых  слов  о  снеге. Проводится игра «Снежинки  и  щенок».

Наблюдение заснеженных  деревьев

Цель: Создать  условия   удивления  детей  красотой  деревьев  зимой, бережного к  ним  отношения.

Воспитатель  читает  отрывок из стихотворения: « В  белых  платьицах нарядных, деревца  стоят  рядком».  Спрашивает о том, кто  нарядил деревья в белый  наряд, нравится  ли  детям этот  наряд  деревьев  и  хотели  бы  они больше узнать о  жизни  деревьев  зимой. Воспитатель  предлагает  подумать  и  рассказать о том, какие  времена  года  деревья  любят  больше  и  почему. Уточняет, что  деревья  зимой  спят и их не надо  беспокоить. Дети тихим  голосом  рассказывают, какие  сны  снятся  деревьям и  как  их  можно  укутать  от  мороза. Насыпают  снег  к  стволам  деревьев.

Воспитатель  спрашивает, чему дети удивились.

В заключении, хотелось бы  отметить, что  воспитателям  необходимо  накапливать  опыт  эмоционально-чувственного  восприятия  природы  детьми, путем  организации непосредственного  взаимодействия  ребенка  с  природой, развивать  способность  самостоятельно  добывать  знания,  мыслить, что  является  особенно значимым в развитии  личности  ребенка.

 

Список  литературы

 

  1. Степанова Н.Г.Экологическая культура: понятие и структура: науч. тр.- Казань,2002.-Т.16.- С.125-135.
  2. Сухомлинский В.А. Не только  разумом, но и сердцем… - М,1986.- С.350.
  3. Теплов Д.Л.Экологическое  воспитание как  социокультурный  феномен// Актуальные  вопросы экологии и биологии: наука и образование, 2002.-Т.2.- С.190-204.