Готовность к профессиональному самообразованию как показатель качества профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа
Автор: Бутко Надежда Юрьевна
Дата публикации: 14.05.2005
Модернизация отечественного образования диктуется необходимостью исправления недостатков, тормозящих ее развитие. Таких, как:
- Подготовка специалистов, ориентированных на работу в настоящее время, а не на будущее, а ведь "...учитель должен жить не только идеями сегодняш-него дня, но и предвидеть тенденции развития будущего" [1]. Следовательно, образование должно быть опережающим.
- Чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой в ущерб развитию личностных качеств.
- Усредненный подход к подготовке специалиста.
Этот процесс соответствует и международным тенденциям. На всемирном форуме в Дакаре 2000 года потенциальным инициатором изменений в обществе рассматривался Учитель. Следовательно, подготовка преподавателей сейчас становится приоритетной за-дачей педагогического образования.
Вопрос качества профессиональной подготовки является одним из главных, особенно, если речь идет о качестве подготовки будущих педагогов.
По мнению Вершловского С.Г., "...учитель, в отличие от молодых специалистов других профессий, не может быть начинающим".[1]. Но так ли это на самом деле? Для специалиста, работающего в области профессиональной подготовки будущих учителей, ответ очевиден. Качество современного профессионального образования большинство отечественных ученых рассматривают как многомерную системную характеристику, в ко-торой качество результата, то есть качество подготовки специалиста рассматривается как ведущий компонент этой характеристики (см. Вершловский С.Г., Сухобская Г.С., Кулют-кин Ю.Н., Кузьмина Н.В., Зеер Э.Ф. и др.).
Качество результата профессиональной подготовки понимается как соответствие профессиональной подготовленности обучающегося современным "вызовам времени" и рассматривается через понятие "профессиональная компетентность". В логике вышеиз-ложенного, очевидна необходимость создания новой модели профессиональной подготовки учителя.
Многочисленные исследования разных моделей профессионального труда базируются на положении о двух способах жизни и могут быть объединены в две группы (по Рубинштейну С.Л.):
- модель адаптивного поведения;
- модель профессионального развития.
Модель адаптивного поведения ориентирована на сиюминутное реагирование на внешние изменения, а модель профессионального развития на учет и прогнозирование бу-дущих изменений. Если основная цель модели адаптивного поведения - развитие умения человека "вписываться" в окружающую действительность, то модель профессионального развития ориентирована на формирование умений "выйти за пределы" непрерывного по-тока повседневной практики, видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, рас-сматривать любую трудность как стимул развития.
До недавнего времени, профессиональное образование строилось по логике адаптивной модели, современная же ситуация в образовании предполагает возможность идти по логике модели профессионального развития в рамках компетентностного подхода.
Компетентностный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.
В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, саморазвиваться, самообразовываться). "На наш взгляд, в настоящее время, в России создалась такая ситуация, при которой необходимость в само-образовании нарастает в связи и изменениями, происходящими в обществе", - пишет Ка-лугин Ю.Е. [2]. Ряд исследований дают основание полагать, что успех "компетентностно-му работнику" обеспечивают умения и качества, характеризующие самостоятельность личности:
- способность находить и применять информацию;
- анализировать, оценивать альтернативы;
- логически выстраивать ход решения проблемы;
- ориентироваться в неожиданных ситуациях, находить новые подходы к решению нестандартных проблем.
Самостоятельность, должна сочетаться с активным взаимодействием личности в группе. Безусловно, готовность к профессиональному самообразованию не приходит сама собой, с получением диплома. Требуется кропотливая целенаправленная работа.
Инновационные процессы в профессиональном образовании в большей степени коснулись теоретической подготовки специалиста, а не организации педагогической практи-ки. Но как говорил Иоганн Вольфганг Гете: "Суха, мой друг теория всегда, а древо жизни пышно зеленеет". Жизненным воплощением теоретической подготовки учителя является педагогическая практика. Особенность педагогической подготовки заключается в том, что ее целью является не простое наращивание профессиональных знаний и умений, но и "взращивание" собственной личности.
В логике вышеизложенного выделяются особенности организации педагогической практики студентов педагогического колледжа по специальности 0322 "Организация вос-питательной деятельности". Традиционный подход к организации педагогической прак-тики, не дает в полной мере возможностей для формирования готовности к профессио-нальному самообразованию.
Организация педагогической практики, с использованием образовательной техноло-гии "Учебная фирма", с элементами имитационно-ролевой игры, представляет собой мо-дель реально существующей фирмы по оказанию образовательных услуг. Основу техно-логии составляют:
- Модель бизнес-процессов реальной фирмы, возможность управления фирмой предоставляется учащимся, которые несут ответственность за осуществление смоде-лированных процессов, в зависимости от должности.
- Модель рыночной среды. Факторами внешнего окружения фирмы управляет преподаватель колледжа.
Основная идея данной технологии заложена в формуле: "учусь делая". Технология "Учебная фирма" не нова. Идея использования учебных фирм для подготовки специали-стов в экономической сфере возникла в Германии в начале XX века. Но в сфере оказания образовательных услуг, как форма организации педагогической практики - не имеет ана-логов. Данная технология позволила интегрировать предметы психолого-педагогического цикла и, таким образом, осуществить опосредованное обучение на междисциплинарном уровне, сфокусировать теорию на практические результаты.
Организация педагогической практики по данной технологии позволяет решать следующие задачи:
- формирование знаний о современных подходах к проектированию процесса воспитания;
- формирование умений использовать в практической деятельности современные методы диагностики;
- умение разрабатывать содержание, планировать и организовывать различные формы воспитательной деятельности;
- знание и умение использовать современные способы представления информации;
- приобретение опыта публичного выступления;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативной культуры, приобретение умения сотрудничать, вести диалог с различными партнерами;
- воспитание дисциплинированности, организованности;
- формирование имиджа учебной фирмы внутри учебного заведения.
Структура фирмы включает в себя: отдел маркетинга, отдел проектирования образовательных услуг, производственный отдел. В руководство учебной фирмой входят: директор и заместитель директора, секретарь (из числа студентов данной группы), а также - на-учный руководитель (методист колледжа).
Элементы имитационно-ролевой игры в технологии "Учебная фирма" помогают апробировать новые способы поведения в ситуациях, где последствия ошибок не столь серьезны, как в реальной жизни. Образовательная технология "Учебная фирма" с элементами имитационно-ролевой игры, является не только формой организации педагогической практики студентов колледжа, но и развивающей средой, где каждый студент имеет возможность обсудить свои ценности и разрешить ценностные конфликты, получить в готовом виде или самостоятельно сформулировать новые понятия, наблюдать ролевые модели в реальной жизни, возможность исправлять ошибки, а также помощь и поддержку других людей, рефлексировать относительно результатов своей деятельности. Организация педагогической практики с использованием образовательной технологии "Учебная фирма" предоставляет студентам широкие возможности для участия в новой для них деятельности: лидерской, инновационной, исследовательской и другой.
К преимуществам организации педагогической практики с использованием инновационной технологии "Учебная фирма" относятся:
- передача теоретических знаний осуществляется методом "learning by doing" - "обучаюсь делая". Немецкий педагог Адольф Дистервег писал о том, что "Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет";
- знания и навыки формируются и адаптируются в соответствии со спросом на рынке образовательных услуг и условиями действительности;
- развиваются такие социальные навыки, как самоуважение, самосознание, самостоятельность;
- формируется умения оценивать действия, а не личность, толерантность, направленность на результат;
- формирует адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в учебной фирме.
- формируется готовность к профессиональному самообразованию.
Исследование
Влияние учебной фирмы на формирование готовности к профессиональному самообразованию мы попытались доказать экспериментальным путем. В исследовании приняли участие студенты 3, 4, 5 курсов ГОУСПО Некрасовский педагогический колледж г. Санкт-Петербурга в количестве 125 человек.
Для выявления степени готовности к профессиональному самообразованию, мы применили методику Чернявской А.П. [3]. Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов и пяти шкал:
- автономность - понимание личностью своих сильных и слабых сторон, уме-ние определить их в себе и использовать наилучшим образом, умение прини-мать решения, брать на себя ответственность;
- информированность - знания, информированность (принимать решения мо-жет только информированный человек);
- принятие решения - умение анализировать прошлое, прогнозировать буду-щее;
- планирование - умение планировать шаги в профессиональной деятельности, в профессиональном росте и становлении;
- эмоциональное отношение - радость от достигнутого результата, "здоровый азарт". Все вопросы прошли проверку на трудность и дискриминативность и соответствуют критериям отбора заданий методики. Методика обладает кон-структивной и критериальной валидностями.
В рамках данной статьи мы не станем представлять все результаты, а только те, ко-торые наглядно покажут разницу в показателях групп 5-1 (не принимала участия в работе учебной фирмы) и 5-10 (год работы в учебной фирме).
Показатель для сравнения: "Готовность к профессиональному самообразованию"
№ группы | 5-1 | 5-10 |
Информированность | 10,1 | 9,4 |
Автономность | 6,4 | 7,2 |
Принятие решения | 10,6 | 12,7 |
Планирование | 11,3 | 11.4 |
Эмоциональное отношение | 7,5 | 7,2 |
Вывод: 5-10 группа, отработавшая в учебной фирме один год, показала более высо-кие результаты по шкале автономность, принятие решения, планирование.
С нашей точки зрения, на готовность к профессиональному самообразованию оказы-вает влияние и уровень субъективного контроля, в основу которого легло понимание того, что люди различаются между собой по тому, где и как локализуют контроль над значи-мыми для себя событиями. Дж. Роттер выделяет два типа локализации: экстернальный и интернальный.
Уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, досто-инства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и са-мостоятельностью личности. Методика представляет собой опросник, состоящий из 44 вопросов и семи шкал: шкала общей интернальности, интернальности в области достиже-ний, в области неудач, в области семейных отношений, в области производственных от-ношений, в области межличностных отношений, в отношении здоровья и болезни. Мы представим результаты, полученные на группах 5-1 и 5-10.
Уровень субъективного контроля
№ ПП | Показатели шкалы | 5-1 | 5-10 |
1. | Общая интернальность | 4,7 | 5,5 |
2. | Интернальность в области достижений | 6,2 | 6,7 |
3. | Интернальность в области неудач | 4,7 | 5,5 |
4. | Интернальность в области семейных отношений | 6,0 | 6,3 |
5. | Интернальность в области производственных отношений | 4,1 | 5,1 |
6. | Интернальность в области межличностных отношений | 6,3 | 6,1 |
7. | Интернальность в отноше-нии здоровья и болезни | 4,1 | 5,6 |
Вывод: Данные исследования показали, что студенты 5-10 группы, проходившие педагогическую практику с применением технологии учебная фирма, - в отличие от сту-дентов группы 5-1, не принимавших участия в работе учебной фирмы, - считают себя бо-лее ответственными за все, что происходит в их жизни, то есть, способны с успехом пре-следовать свои цели в будущем, склонны самих себя винить в неприятностях, считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельно-сти, в отношениях в коллективе, в своем продвижении вперед. Также можно сказать, что "самость" преобладает в студентах 5-10 группы. Хочется верить, что немалую роль в этом сыграла технология учебная фирма.
Резюмируя вышеизложенное, мы можем предположить, что формирование готовно-сти к профессиональному самообразованию посредством учебной фирмы является важ-ным шагом на пути к новому качеству в подготовке будущих учителей. Как сказал китай-ский философ Лао Цзы: "Путь в тысячу миль начинается с одного шага".
Список литературы
- Калугин Ю.Е. Самообразование, готовность к профессиональному самообразованию.- М., 1988.
- Психологические проблемы самообразования учителя.- М., 1986.
- Чернявская А.П.психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.