Информационно-коммуникационная компетентность учителя начальных классов в контексте ФГОС

Автор: Дубровская Екатерина Владимировна, Дубровская Светлана Алексеевна
Дата публикации: 22.10.2014

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию 30 ноября 2010 года сказал: "Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что "никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети". Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах.

И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, учителя должны в этом разбираться".

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) - способность решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Российское образование на современном этапе своего развития подверглось основательной трансформации, что привело к появлению устойчивой позиции ИКТ-компетентности в качестве одного из основных показателей профессионализма учителя. Осознанная необходимость не отстать в своем развитии от тех, кого учишь.

ИКТ-компетентность учителя, как составляющая его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. Это требует, чтобы образовательная деятельность в процессе формирования ИКТ-компетентности будущего учителя была приближена к реальной деятельности школьного педагога по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении.

В ФГОС СПО по специальности "Преподавание в начальных классах" в цикле математических и естественно-научных дисциплин предусмотрено изучение дисциплины "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности". Минимальные требования к умениям: соблюдать правила техники безопасности при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; создавать редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся воспитанников; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать общими компетенциями (в части ИКТ технологий), включающими в себя способность:

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

В ФГОС начального общего образования (НОО) требования к ИКТ-компетентности обучающихся сформулированы на достаточно высоком уровне (возможно выше, чем для выпускников педагогических колледжей). В ФГОС НОО включена подпрограмма "Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся". Программа разработана не для конкретного предмета, а для всех предметов начальной школы. В программе говорится: "Основное содержание программы "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся" реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирова­ние того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается: естественная мотивация, цель обучения; встроенный контроль результатов освоения ИКТ; повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете; формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета". В программе описан примерный вариант вклада каждого предмета в формирование ИКТ-компетент­ности обучающихся.

Задача преподавателей колледжа заключается в подготовке ИКТ-компетентных учителей, готовых к реализации ФГОС НОО. При разработке программ для всех дисциплин профессиональных модулей профессионального цикла необходимо в содержание учебного материала включить учебные модули, содержание которых соответствует требованиям ФГОС НОО и соответствующим разделам примерной  основной образовательной  программы начального общего  образования в части формирования ИКТ-компетентности учащегося. Возможно введение курса (может быть факультативного) по освоению ИКТ технологий  и рассмотрение методических приемов их использования в обучении в различных предметных областях.