Компетентностный подход глазами студентов
Автор: Васина Елена Анатольевна, Седакова Елена Сергеевна
Дата публикации: 11.02.2004
На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не вызывает сомнений, что и в будущем этот процесс продолжится. В настоящий момент мы говорим о воспитании и обучении компетентного специалиста. Как любое новое дело, компетентностный подход имеет как своих сто-ронников, последователей, так и активных противников. Однако большинство людей, так назы-ваемое "пассивное большинство", ещё не сформировало свое мнение окончательно, причем, скорее всего, это происходит из-за недостаточной информированности в этом вопросе.
Педагогика - это двусторонний процесс. Если студенты не будут понимать задачи, которую ставят они сами перед собой и перед ними их педагоги, то эффективность этого процесса будет не-достаточной. В начале 80-х годов прошлого столетия все студенты педагогических училищ твердо знали, что целью школы является формирование всесторонней, гармонически развитой личности. А что же знают наши нынешние студенты о приоритетах в работе современных преподавателей?
Ход исследования
С целью выяснения мнения студентов о компетентностном подходе нами было проведено ан-кетирование среди студентов 1, 2 и 3 курсов. Было опрошено 84 первокурсника, 65 второкурсников и 47 студентов 3 курса отделения начальных классов, - всего 196 человек. Так как мнения курсов по предложенным вопросам не всегда совпадают, мы сочли целесообразным проанализировать от-веты каждого курса в отдельности. Ответы приведены в алфавитном порядке, наибольшие показатели выделены жирным шрифтом.
1. Как вы понимаете термин "компетентность"?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
воспитанность - 8 деловитость - 4 идеальность - 1 индивидуальность - 1 направленность - 1 не знаю - 3 образованность - 21 общительность - 1 объективность - 6 опыт - 2 осведомленность - 1 ответственность - 3 понимание - 11 правильность действий - 9 профессионализм - 6 пунктуальность - 5 способность действовать - 4 справедливость - 14 уважение - 1 ум - 3 умение делать свое дело - 15 успешность - 1 честность - 11 |
адекватность реакций - 1 интеллектуальность - 3 конфиденциальность - 2 кругозор - 3 личные качества - 5 не знаю - 5 образованность - 19 опыт - 4 отношение к людям - 2 порядочность - 6 профессионализм - 8 пунктуальность, ответственность - 10 уверенность - 2 умение выполнять свою работу - 5 умение общаться - 13 эстетичность - 1 |
благосклонность - 1 вежливость - 7 образованность - 10 мировоззрение - 1 не знаю - 6 осторожность - 1 ответственность - 5 отношение к людям - 9 правильность - 3 солидарность - 2 точность - 2 трудолюбие - 1 уверенность - 2 умение себя вести - 2 умение что-либо делать - 7 эрудиция - 2 |
Итак, на всех курсах компетентность, как понятие, в основном, ассоциируется со знаниями, образованностью. На втором месте воспитанность (и соответствующие синонимы). Наибольшая вариативность мнений у 1 курса, однако, именно они в качестве определения выделяют умение действовать (в профессиональной сфере), в том числе и правильно. Полагаем, что не последнюю роль в этом многообразии мнений сыграл и пока еще небольшой лексических запас наших будущих коллег.
2. В чем вы можете назвать себя компетентным человеком?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
в конкретном деле (танцы, музыка и т.д.) - 8 в умении общаться - 34 во всем - 9 имею собственное мнение - 1 кое в чем - 16 ни в чем - 3 не знаю - 20 ответственность - 3 оценка себя - 2 принципах - 1 пунктуальность - 2 учеба - 4 |
в конкретном деле (бисер, фортепиано, рисование и т.д.) - 10 в умении общаться - 15 во всем - 3 кое в чем - 4 не знаю - 12 неразглашение тайн - 2 ни в чем - 9 объективность суждений - 1 пунктуальность - 2 справедливость - 2 умение решать свои проблемы - 1 учеба - 4 |
ни в чем - 3 в общении - 19 в учебе - 2 ответственна - 2 организатор - 1 во всем - 4 кое в чем - 4 пунктуальность - 2 уход за животными - 2 работа в коллективе - 1 справедливость - 1 |
Как и в предыдущем случае, лидер общий у всех трех курсов, но это уже другая характеристика - наши студенты компетентны в общении с разными людьми, причем наименьший процент таких людей на 2 курсе, что соответствует реальной обстановке. С каждым годом обучения снижа-ется процент студентов, выбравших ответ "не знаю". Ни один человек на 3 курсе не дал такого от-вета, значит, практика внеклассной работы дала всем им возможность открыть в себе данные умения. Очень интересны варианты ответов в определении компетентностей в отношении наличия каких-то личностных качеств (справедливость, принципиальность). Характерно, что процент людей, считающих себя компетентными в учебе примерно одинаков везде (около 5%).
3. Кого можно считать компетентным учителем?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
воспитанного - 2 доброго - 3 знающего - 21 любого учителя - 2 любящего работу - 2 настойчивого - 1 не знаю - 4 общительного - 1 ответственного - 2 понимающего учеников - 27 предлагающего разные пути решения - 1 прививает интерес к предмету - 11 пунктуального - 2 развивающего учеников - 2 справедливого - 21 строгого - 1 умеющего научить - 26 уравновешенного - 4 |
аккуратного, пунктуального - 3 знающего свое дело - 6 имеющего индивидуальный подход к ученикам - 9 интеллигентного - 3 конкретного преподавателя колледжа - 10 не выдающего тайн - 1 не знаю - 2 образованного - 10 общительного - 1 опытного - 2 понимающего учеников - 8 понятно объясняющего - 9 профессионала - 4 работающего поразному - 1 разностороннего - 5 справедливого - 6 хорошего человека - 3 |
владеющего методикой - 3 воспитанного - 7 всегда готового к уроку - 1 знающего предмет - 14 имеющего инд. подход - 2 контролирующего себя - 3 не знаю - 5 объективного - 1 опытного - 1 ответственного - 3 понимающего учеников - 15 профессионала - 1 справедливого - 1 стремящегося к большему - 2 тактичного - 3 умного - 2 эрудированного - 4 |
Логично предположить, что ответы на 1 и 3 вопрос должны примерно совпадать. И это действительно так. На первом месте стоит уровень знаний учителя. Однако для 1 курса более важно хорошее отношение к студентам: они формулировали это разными словами, что легко объяснить трудностями, возникшими при переходе в новую обстановку, а также возрастными особенностями. Только 1 курс среди качеств компетентного преподавателя отдельно выделил привитие интереса к предмету, а также умение научить своему предмету. Только 2 курс счел необходимым назвать в ка-честве примера конкретных преподавателей нашего колледжа. Только на 3 курсе каждый десятый студент не может сформулировать таких качеств: может быть потому, что в связи с выходом на практику и появлением предметов, изучающих методику преподавания, их ранее существовавшие критерии подверглись изменению? Но 3 курс смог воспользоваться грамотным термином: для них важна методика преподавания. Очень показательна разница по "справедливости": она уменьшается за 2 года почти в 20 раз. Или дети привыкают к требованиям учителей, или... . Думаем, что этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
4. Как можно определить профессиональную компетентность учителя?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
не знаю - 6 по действиям в сложных ситуациях - 2 по знаниям - 5 по отношению детей к учителю - 9 по отношению учителя к детям - 26 по оценке детей - 5 по поступкам - 7 по результатам учеников - 12 по речи - 3 по стилю общения - 6 по уроку - 40 учитывает свои ошибки - 1 |
в беседе - 11 не знаю - 2 по знаниям - 4 по отношению к ученикам - 21 по проводимым урокам - 34 по стилю жизни - 2 по тестам - 2 по уважению - 2 по уверенности в учениках - 1 |
беседуя - 1 не знаю - 7 по действиям в сложных ситуациях - 4 по знанию предмета - 4 по интересу учеников - 4 по манере общения - 10 по отношению к ученикам - 7 по поступкам - 5 по работам учеников - 3 по уроку - 16 |
Опять 2 безусловных лидера. Однако называя в предыдущем вопросе главным знания преподавателя, студенты оценивают реальную профессиональную компетентность совсем по другим по-казателям. На первый план выходят наблюдение за уроком (или присутствие на нем, есть варианты ответов), а также отношение учителя к детям на уроке и вне его, то есть действия педагога. Наибо-лее уверен и категоричен 2 курс: всего 2 ответа "не знаю". Ответ 1 курса "по отношению детей к учителю" очень хорошо стыкуется с требованием "справедливости", высказанным им чуть раньше. А вот 2 курсу очень хочется испытать своих преподавателей, задавая им любые вопросы по их предметам и слушая, как они отвечают. Для 3 курса становится важность манера общения, то, что мы называем стилем преподавания.
5. Что надо делать для того, чтобы стать компетентным специалистом?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
верить в себя - 1 знать свои особенности - 2 иметь талант - 4 контролировать себя - 8 любить детей - 6 любить свое дело - 10 не знаю - 3 общаться со специалистами - 12 понять свои желания - 6 практиковаться - 14 работать по совести - 1 расширять кругозор - 3 самосовершенствоваться - 11 уважать людей - 6 узнавать новое - 11 учитывать свои ошибки - 3 учиться - 36 |
выполнять требования - 3 знать, чего хочешь - 1 интересоваться делом - 16 никак, это дано - 2 практиковаться - 6 самосовершенствоваться - 5 соблюдать нормы этикета - 2 уважать себя - 4 узнавать новое в предмете - 9 учиться - 16 читать книги - 8 |
быть трудолюбивым - 2 знать свои возможности - 2 изучать литературу - 6 иметь пример - 1 интересоваться новинками - 5 контролировать поведение - 5 любить свое дело - 4 не знаю - 7 никак, это дано - 2 общаться с людьми - 4 самосовершенствоваться - 13 стараться - 4 учиться - 9 |
Единогласие закончилось. Абстрактное "учиться" не устраивает третьекурсников. Для них более важной становится самостоятельность, они понимают, что только самостоятельный поиск позволит им достичь профессиональных высот. Для младших более важна похвала учителя и рас-ширение кругозора. Приятно поразило мнение 1 курса: именно они говорят о любви к своему делу, о любви к детям, о взаимопонимании и взаимоуважении, а также о перенимании опыта своих старших коллег. Настораживает, что для 3 курса практика не является необходимым условием формирования профессиональной компетентности.
6. Какие факторы обучения в колледже способствуют тому, чтобы студент становился компетентным специалистом?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
атмосфера училища - 8 взаимопонимание с учителями - 4 все - 3 дисциплина - 4 доп. занятия - 3 инд. подход - 4 культ. мероприятия - 3 не знаю - 7 обширные знания - 9 общение с учителями и студентами - 18 ответственность - 2 практика - 3 проф. предметы - 23 самостоятельность, Дни Доверия - 5 уроки - 10 учителя - 19 |
атмосфера училища - 4 библиотека - 2 инициативы студентов - 2 интересные уроки - 7 кружки - 1 не знаю - 5 общение с сокурсниками - 4 отношение учителей - 1 практика - 2 предметы - 16 проверочные задания - 4 работа в группе - 1 разные точки зрения на вопрос - 4 учителя - 19 |
дисциплина - 2 Дни Доверия - 3 знания - 2 культ. мероприятия - 1 не знаю - 13 никакие - 2 обращение на "Вы" - 1 отношение учителей - 2 практика - 6 предметы - 6 тренинги - 1 уроки - 2 учат действовать - 1 учителя - 10 |
Правда, замечательно, что именно мы, преподаватели, являемся для наших детей самым главным фактором в училище? Интересные уроки и большой выбор предметов тоже в начале спи-ска. 1 курс особо отмечает именно профессиональные уроки (введение в педагогику, ОИК, психо-логию общения, эстетическое воспитание и т.д.) - ведь именно за этим они пришли в педагогический колледж, им это очень нравится. Им также нравится сама атмосфера колледжа, то есть вся совокупность условий, значит, студентам комфортно учиться. Именно это совсем неважно для 3 курса. Может, они считают, что они станут компетентными специалистами сами по себе? От-вет "не знаю" - лидер на 3-ем курсе, и требует активного изучения преподавателями педагогики, психологии и частных методик.
7. Чего, на ваш взгляд не хватает для того, чтобы студент становился компетентным специалистом?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
взаимоуважения - 7 времени - 12 всего хватает - 13 дополнительной информации - 2 желания студентов - 8 компетентных учителей - 14 не знаю - 22 ненужные задания - 1 нестандартных уроков - 3 опыта у молодых учителей - 1 практики - 3 свободы - 2 трудолюбия - 1 чтобы советовались со студентами о учебе - 2 |
библиотеки - 1 взаимопонимания - 5 времени - 14 всего хватает - 1 дополнительных занятий - 2 желания студентов - 10 компетентных людей - 2 конкретных примеров - 2 не все уроки интересны - 3 не знаю - 19 необщительность - 2 общения - 2 практики - 4 примера учителей - 1 справедливости учителей - 2 |
взаимоуважения - 8 времени - 1 всего хватает - 3 дисциплины - 2 желания студентов - 8 не знаю - 17 практики - 1 силы воли - 2 хороших учителей - 3 |
Мы предполагаем, что в данном случае ответы "всего хватает" и "не знаю" имеют примерно одинаковый смысл. Это значит, что система работы колледжа боЏльшую часть студентов устраи-вает. У 1 и второго курса проблемы с организацией жизни, им не хватает времени, а вот 3 курс уже этому научился. К сожалению, несмотря на все те хорошие слова, которые были высказаны в пре-дыдущих пунктах, на 3-м месте стоит проблема взаимопонимания студентов с преподавателями. 1 курс при ответе на этот вопрос активно пользовался термином "компетентность". Кроме того, сту-денты говорили о собственном нежелании работы над собой, причем наибольшее количество таких студентов выявлено среди третьекурсников. И интересно, что о практике вспоминает только 3 пер-вокурсника, а ведь в 5 вопросе их количество было совсем другим!
8. Методическая тема колледжа: "Компетентностный подход в образовании". Какой вопрос по этой теме вы хотели бы задать методистам училища?
1 курс | 2 курс | 3 курс |
вам это интересно? - 1 вы компетентный педагог? - 4 домашнее задание на выбор, это хорошо? - 2 как вы изменили свою программу? - 2 как вы сами это понимаете? - 5 как заинтересовать детей7 - 3 как исправить некомпетентных людей? - 1 как сделать, чтобы студент подходил к делу компетентно? - 3 какие результаты дает этот способ? - 1 какова ваша цель в обучении студентов? - 1 личные жалобы - 11 не знаю - 35 почему этот подход важен? - 5 что вы делаете для тог, что-бы быть компетентным? - 5 что такое "компетентность"? - 11 это сложно? - 1 |
как добиться уважения учеников? - 5 как это поможет студентам? - 3 каково мнение преподавателей об этом? - 5 личные жалобы - 10 насколько Вы компетентны в обучении? - 3 не знаю - 17 что такое "компетентность"? - 9 |
а вы компетентны? - 4 зачем это нужно? - 1 как выбираются преподаватели для колледжа? - 1 как определить компетентность? - 1 как это понимают преподаватели? - 3 как этому научиться? - 3 личные жалобы - 3 не знаю - 15 что такое "компетентность"? - 15 |
Как говорят, для того, чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа. Судя по этому, наибольшей информацией обладают первокурсники. Посмотрите, насколько им ин-тересна наша работа, насколько грамотны вопросы! Этот интерес надо обязательно поддержать. З курс сразу видит возможность применения новых для себя сведений на практике и задает прямой вопрос: "Что это? Расскажите подробнее!". Видимо, преподавателям педагогики стоит уделить этому время. Каждый курс пользуется случаем пожаловаться на свои неудачи ("должен ли препо-даватель кричать на студента?"), больше всего выражает недовольства второй курс. Есть ли у них возможность кому-нибудь высказать это мнение вслух? Веди и в предыдущих ответах проблема взаимопонимания и отношений между студентами и преподавателями всегда была на одном из первых мест.
Какой же мы делаем общий вывод?
Необходимо, чтобы студенты и преподаватели работали в одном русле, знали цель своей ра-боты. У наших студентов еще мало знаний о новых тенденциях в педагогическом процессе. Наши студенты заинтересованы в том, чтобы эти сведения получить и применить. Следовательно:
- познакомить студентов с результатами Некрасовских чтений;
- довести эти результаты до кураторов групп и преподавателей, работающих с соответствующими группами;
- провести занятия по ознакомлению с сущностью компетентностного подхода на всех курсах;
- ответить студентам на все заданные ими вопросы;
- привлечь к работе по этой проблематике студенческое научное общество;
- провести повторное анкетирование и анализ полученных результатов после выполнения предыдущих пунктов.