Исследование направлений повышения собственной компетентности в представлениях студентов 4 курса
Автор: Колесник Александра Александровна
Дата публикации: 29.02.2004
Система современного профессионального педагогического образования претерпевает значительные изменения. Основой подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход, который предполагает не простую передачу знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности. Данное понятие по-разному трактуется в современной литературе. В пособии А.С. Роботовой и др. компетентность понимается как "личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков". В содержание понятия "педагогическая компетентность" включаются личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, профессиональная компетентность учителя, в первую очередь, связана с его умением решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса.
Для Некрасовского педагогического колледжа проблема формирования профессиональной компетентности студентов является весьма актуальной, так как каждый выпускник колледжа должен быть компетентным специалистом в области образования. Для этого необходимо понять, что именно вкладывают в понятие "профессиональная компетентность учителя" не только преподаватели, но и студенты колледжа. С этой целью было проведено исследование среди студентов 4 курса отделения иностранных языков. Данное исследование позволило не только выявить, какой смысл вкладывают студенты в понятие "профессиональная компетентность", но и увидеть, как они оценивают свою собственную компетентность.
В исследовании принимали участие 45 студентов 4 курса отделения иностранных языков. Всем испытуемым было предложено ответить на следующий вопрос: "Какие проблемы и задачи должен уметь решать учитель - профессионал? Предложите 10 вариантов". Затем каждый студент осуществлял самооценку каждого из предложенных им умений (от 0 до 10 баллов).
Обработка результатов исследования проводилась в два этапа. На первом этапе были выделены те проблемы и задачи, те умения учителя, которые чаще встречались среди ответов студентов. Данные представлены в Таблице 1. На втором этапе был проведен анализ оценки студентами собственной компетентности (Таблица 2).
Результаты исследования
Таблица 1. Преобладающие проблемы и задачи, которые должен уметь решать учитель-профессионал.
Количество студентов (человек) | Количество студентов(в %) | Проблемы и задачи, которые должен уметь решать учитель - профессионал |
18 | 40 | Находить индивидуальный подход к каждому ученику. |
16 | 35,5 | Уметь интересно, доступно, логично донести материал. |
10 | 22 | Уметь поддерживать дисциплину учеников на уроке. |
10 | 22 | Уметь использовать разнообразные виды деятельности на уроке. |
10 | 22 | Учитель должен обладать такими качествами как честность, справедливость. |
9 | 20 | Уметь учитывать возрастные особенности учащихся. |
8 | 17,5 | Уметь организовывать взаимодействие с родителями. |
Из Таблицы 1 видно, что чаще всего студенты называют умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся, а также умение доступно, интересно, логично преподать материал урока (40% и 35,5% соответственно). Умение следить за дисциплиной, использовать разнообразные виды деятельности на уроках отмечают 22% студентов. Такое же количество испытуемых отмечают значение таких личностных качеств как честность, справедливость. Умение учитывать возрастные особенности встречается в 20% ответов, умение организовывать взаимодействие с родителями - в 17,5% ответов.
Таблица 2. Самооценка студентов.
Количество баллов | Проблемы и задачи, которые должен уметь решать учитель - профессионал |
8-10 |
|
5-7 |
|
2-4 |
|
0-1 |
Из Таблицы видно, что студенты 4 курса достаточно высоко (от 8 до 10 баллов) оценивают у себя умение осуществлять индивидуальный подход, создавать и поддерживать положительный эмоциональный климат в классе, а также умение излагать материал урока. Меньшее количество баллов (от 7 до 5) получили умения следить за дисциплиной, организовывать работу детей на уроке (в том числе разнообразные виды деятельности учащихся), учитывать их возрастные особенности. Ниже всего (от 4 до 2 баллов) студенты оценивают у себя умение получать необходимую информацию об учениках, а также поддерживать отношения с родителями и коллегами. Нужно отметить, что самая низкая оценка (0-1 балл) не встречается ни в одном ответе.
В целом по данным проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- профессиональную компетентность учителя студенты 4 курса связывают, прежде всего, с наличием у него конкретных профессиональных умений;
- среди выделенных студентами умений преобладают умения, связанные с организацией и проведением уроков, а также с организацией взаимодействия с учениками (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) и их родителями;
- можно предположить, что при определении этих умений студенты руководствовались опытом, полученным ими в ходе практики пробных уроков;
- студенты достаточно высоко оценивают у себя умения излагать материал, учитывать индивидуальные особенности; менее сформированы (по мнению студентов) умения организовывать деятельность детей на уроках, следить за дисциплиной, учитывать возрастные особенности;
- плохо развиты умения организовывать взаимодействие с родителями и другими учителями;
- необходимо повышать профессиональную компетентность студентов за счет доведения до высокого уровня тех умений, которые сами студенты отмечают как не до конца сформированные, а также за счет формирования целого спектра других (не отмечаемых студентами) умений.
Список литературы
- Роботова А.С., Леонтьева Т.В. и др. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.